Теория света (контур и объем)

Не на сайте Игорь Скрытый потенциал Игорь (Yagor21) 1 мар. 2011 г., 18:35:42

Рейтинг сообщения: 0

Выставляя свои работы на обсуждение или обсуждая работы коллег по цеху я зачастую сталкиваюсь с непониманием или нежеланием понять основ фотографирования объектов. Особенно это касается фотохудожников практикующихся в новом приеме - светографике.

Вот решил написать ответ всем, тем кто считает изучение теории света и применение её на практике усложнением работы фотографа.

Свет и тень есть основа визуального восприятия нами мира. Большинство предметов мы узнаем по их силуету (контуру). Но контурное восприятие мира слишком плоское. Представьте себе трафаретный мир (хорошая идея для серии фотографий).
Объем и глубину предметам придает светотень. Светотенью я называю область разделяющую самую светлую и самую темную близлежащие точки фотографии (рис.1)
Первым делом вспомним уроки рисования где нас учили взяв в руки карандаш определить контур будущего шедевра.
А если в руках фотоаппарат?
Как сделать контур используя только фотоаппарат или световую кисть.
Вариант 1. Давайте поставим на предметный столик яблоко и осветим фон за ним. Сделаем снимок. (рис.2)
Тоже самое получается если снимать на контровом свете (рис.3).
Вариант 2. Вернемся к яблоку. Контур можно осветить и другим способом - светокистью (рис. 4)

Перейдем к объему.
Наше яблоко имеет высоту ширину и глубину т.е. все составляющие объема которые нам необходимо передать на плоской фотографии.
Начнем как все начинаюшие т.е, вспышкой в лоб (рис.5). И хотя скорость света велика, видимо у шторок она еще быстрее. Что мы получили? Ближайшая к нам точка освещена, а вот самая дальняя (видимая) осталась в тени. Если экспериментировать с увеличением экспозиции мы получим пересвет на ближайшей к нам точке зато виднее сделаем дальние (но это другая тема которую мне тоже хотелось бы осветить а именно HDRi).
Экспериментировать будем с направлением света. Сдвинем источник света вправо и сделаем снимок (puc.6). Мы видим что длина светотени увеличилась придав больше объема предмету. можно долго экспериментировать с направлением света, поднимая или опуская источник, отодвигая его за предмет. Но это уже другая история.
Давайте обьединим контурнуый свет с объемным. В классической манере в студии разместим 2 источника света один для придания предмету очертания, другой объема (Рис.7)
В светографике осветим кистью контур, а потом предмет (рис. 8)
на пленере, если фон ярче предмета съемки либо развернем объект съемки лицом к источнику света либо принудительно включим вспышку (рис. 9).
Подведу итог.
И контур и светотень играют важную роль в достоверной передаче зрителю информации о предмете съемки. Так или иначе но мы в своей работе используем свет либо подстраивая его либо подстраиваясь под него. Даже при одном источнике света вариантов может быть превеликое множество. А вот разумное использование художником световых схем отличается исходя из его задумок, технического оснащения, опыта и т.п.
Но даже если вы специально не выстраивали световых схем это не значит что в ваших работах отсутствует контур и (или) объем. Просто, при понимании процесса большая часть отснятого вами материала будет востребована, и не выброшена в корзину из-за пренебрежения световой схемой.

Удачи!