Игорь (Yagor21) 1 мар. 2011 г., 18:35:42
Выставляя свои работы на обсуждение или обсуждая работы коллег по цеху я зачастую сталкиваюсь с непониманием или нежеланием понять основ фотографирования объектов. Особенно это касается фотохудожников практикующихся в новом приеме - светографике.
Вот решил написать ответ всем, тем кто считает изучение теории света и применение её на практике усложнением работы фотографа.
Свет и тень есть основа визуального восприятия нами мира. Большинство предметов мы узнаем по их силуету (контуру). Но контурное восприятие мира слишком плоское. Представьте себе трафаретный мир (хорошая идея для серии фотографий).
Объем и глубину предметам придает светотень. Светотенью я называю область разделяющую самую светлую и самую темную близлежащие точки фотографии (рис.1)
Первым делом вспомним уроки рисования где нас учили взяв в руки карандаш определить контур будущего шедевра.
А если в руках фотоаппарат?
Как сделать контур используя только фотоаппарат или световую кисть.
Вариант 1. Давайте поставим на предметный столик яблоко и осветим фон за ним. Сделаем снимок. (рис.2)
Тоже самое получается если снимать на контровом свете (рис.3).
Вариант 2. Вернемся к яблоку. Контур можно осветить и другим способом - светокистью (рис. 4)
Перейдем к объему.
Наше яблоко имеет высоту ширину и глубину т.е. все составляющие объема которые нам необходимо передать на плоской фотографии.
Начнем как все начинаюшие т.е, вспышкой в лоб (рис.5). И хотя скорость света велика, видимо у шторок она еще быстрее. Что мы получили? Ближайшая к нам точка освещена, а вот самая дальняя (видимая) осталась в тени. Если экспериментировать с увеличением экспозиции мы получим пересвет на ближайшей к нам точке зато виднее сделаем дальние (но это другая тема которую мне тоже хотелось бы осветить а именно HDRi).
Экспериментировать будем с направлением света. Сдвинем источник света вправо и сделаем снимок (puc.6). Мы видим что длина светотени увеличилась придав больше объема предмету. можно долго экспериментировать с направлением света, поднимая или опуская источник, отодвигая его за предмет. Но это уже другая история.
Давайте обьединим контурнуый свет с объемным. В классической манере в студии разместим 2 источника света один для придания предмету очертания, другой объема (Рис.7)
В светографике осветим кистью контур, а потом предмет (рис. 8)
на пленере, если фон ярче предмета съемки либо развернем объект съемки лицом к источнику света либо принудительно включим вспышку (рис. 9).
Подведу итог.
И контур и светотень играют важную роль в достоверной передаче зрителю информации о предмете съемки. Так или иначе но мы в своей работе используем свет либо подстраивая его либо подстраиваясь под него. Даже при одном источнике света вариантов может быть превеликое множество. А вот разумное использование художником световых схем отличается исходя из его задумок, технического оснащения, опыта и т.п.
Но даже если вы специально не выстраивали световых схем это не значит что в ваших работах отсутствует контур и (или) объем. Просто, при понимании процесса большая часть отснятого вами материала будет востребована, и не выброшена в корзину из-за пренебрежения световой схемой.
Удачи!
Рсунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Немного коряво и неудобно но уж как есть. Извините.
Игорь ,отличный урок!
Игорь, спасибо большое!!!!!Очень приятно видеть на сайте человека, кторый что-то умеет и у которого есть чему поучиться. А то все эти ратования за "чистую" фотографию (т.е. по сути за сырой материал) как-то стали удручать в последнее время.
Не у всех чистая фотография = сырой материал. :)
И то верно....
Спасибо за ответ! Всегда интересно читают тебя или нет. Скажу что на этом ресурсе многие ЧЕГО-ТО умеют....
Отличный урок! Хапнул уже что-то для себя и появились даже новые идеи...
Спасибо, тезка!!!
Рад, если понравилось! Мне не жалко - идей много и еще больше способов их не сделать (шутка-юмора)!
Отнюдь! Если впитал идею, то она когда-нибудь выстреливает при подходящем случае :)
У меня идей море - но они так идеями и остаются. Иногда даже приятней обдумывать идею, делать зарисовки, чем потом ее воплощать в жизнь. А иногда все происходит спонтанно. Хотя нет, спонтанно не происходит, все равно как-то но готовишься. Скорее всего соглашусь с Вами.
Получается, что Вы действуете по принципу Кокто. Тот создал много чего интересного, поэтому его принцип тоже имеет право на признание.
Спасибо, познавательно. Только рис.№9 не нашла :)
Да, видимо не загрузился, а я прозевал. Вечером дома загружу. Спасибо за замечание.
Ой, как мне яблочко № 8 понравилось! А можно поподробнее для тугосоображающих и малопонимающих) "Осветим кистью контур" - это сзади на яблоко (?), "а потом предмет" - слева-справа по кругу (?) как не получить лишних теней от предмета? Осветить фон под яблоком, как последний этап? Или нет?
Наталья про световую кисть давно собирался сделать нечто мастер-класс для особо одаренных детей. Потерпите немного.
Познавательно, Спасибо!
Во благо если то почему же и нет. Удачи Вам в экспериментах.
Спасибо, очень интересно, познавательно. Есть чему поучиться. Присоединяюсь к вопросам наталия (fotki).
Сделаю отдельный пост не тему "Яблоко #8" и сфотографирую весь процесс создания Яблока номер восемь. Только возьму за основу что-нибудь по приятней, скажем вазу, статуэтку или свечу.
Хороший урок, свет основа фотографии! Игорь, только включайте фотографии в текст описания, неудобно колескиком вращать.)))
Это пока технически нельзя сделать... Так что претензия ко мне. Исправим!
Почему нельзя? обозначить тему, а впервом комментарии изложить текст с рисунками.
А, таким образом... Я даже не догадался :) На самом деле хочется сделать, чтобы можно было в тему картинки вставлять
это было бы очень удобно.)))
Честно говоря я не догадался! Спасибо! Мне тоже не удобно было набирать текст и вставлять фотографии. Теперь знаю. Еще бы стиль текста сделать удобнее.