"Грачи прилетели"...

Не на сайте Женева Скрытый потенциал Женева (jeneva-2) 9 нояб. 2014 г., 13:57:35

Рейтинг сообщения: 8

Навеяло... задело... изучила.
О композиции....о высоком...

"Грачи прилетели". А.Саврасов, 1871г.
Композиция картины «Грачи прилетели» необычайно жизненна; Все в картине до крайности знакомо русскому человеку, все чрезвычайно скромно и просто, но в то же время предстает, по словам Левитана, как «мир высокой поэзии»

Окраина глухого провинциального местечка. На переднем плане группа берез. За ними среди низких строений возвышается шатровая колокольня сельской церкви, вдали потемневшие весенние поля. Воздух по-весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло-голубое вверху, затянуто у горизонта темной полоской и кажется, что тонкие голые ветки берез ожили, встрепенулись и тянутся вверх к солнцу. Растаял пруд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на березы.

Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине справа налево. На переднем плане, на потемневшем белом снегу, лежат легкие тени от деревьев. На снежном бугре около забора легкий розовато-золотистый отсвет. Мягкая, тонко разработанная в нюансах колористическая гамма как нельзя лучше передает состояние природы, только что пробужденной легким дуновением теплого ветра. И то, что художник отказался от насыщенного солнцем горячего колорита, запечатленного им в одном из этюдов к картине, и остановился на сдержанной и несколько приглушенной цветовой гамме, сделало картину еще более тонкой и глубокой. Кажется даже, что найденное художником колористическое решение гораздо полнее и правдивее, чем в этюде, передает характер русской весны и более гармонично сочетается со всем пейзажем.

Начав работать над картиной, Саврасов, как видно, продумывал ее содержание в мельчайших деталях. Внеся в композицию переднего плана картины оба, соответствующим образом переработанных этюда, он пришел к исключительной стройности и спокойной уравновешенности всей композиции. В отличие от этюдов, с их подчеркнутой устремленностью вверх, прекрасно выраженной и стройной архитектурной формой шатровой колокольни, и направлением тоненьких веточек берез, доходящих в центре почти до верхнего края, в картине обращает внимание ярко выраженная глубинность композиционного построения, благодаря чему пейзаж кажется очень пространственным.

Центральную группу берез, являющуюся основной стержневой линией всей композиции, слева и справа обрамляют и уравновешивают ветви боковых деревьев. Их стволы частью срезанные краем холста, как бы продолжают изображенное пространство за картиной, расширяя границы пейзажа. Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь забора подчеркивает протяженность пейзажа в ширину. Построенный таким образом передний план получает свое естественное продолжение в дальних планах, открывающихся за селением справа и слева. Несмотря на суммарность очертаний предметов, изображенных на дальнем плане, художником прекрасно выражена протяженность полей. Под косыми лучами неяркого солнца на черной земле местами выделяются узкие пласты еще не растаявшего снега.

Видно, как в композиции все направлено на то, чтобы сделать наиболее ощутимыми дальние планы и слить их со всем изображенным в цельный образ. Таким образом, эти дальние планы получают свое звучание в общем хоре, и мотив, написанный художником где-то в глуши страны, на окраине маленького селения, перестает быть выразителем единичного, случайно найденного явления, а приобретает особенную значительность, приобретает типически важные черты, дающие широкое представление о характере пейзажа пореформенной России. Уже вся страна, и поля, и селения слушают гомон весенних птиц, ожидая с радостной надеждой наступления весны. И именно потому, что в этой картине воплощена такая тонкая по чувству лирическая тема, близкая народной жизни, она стала еще шире, еще богаче. Так в образе весеннего пейзажа выражена глубочайшая художественная идея.


- Что мы можем сказать о композиции картины "Грачи прилетели"?
- Она асимметричная, уравновешенная.

На таблице (см.ниже), изображающей схему этого пейзажа, мы видим, как колокольня на дальнем плане уравновешена диагональной линией берега, уходящие вверх стволы берез также образуют ритм диагоналей, а множество птиц группируются в отдельные пятна. Динамика линий картины подчеркивает весеннюю суету грачей, строящих гнезда.