Katerina_Manshine (katanaks) 14 янв. 2017 г., 18:27:25
1 часть https://fotokonkurs.ru/blogs/personal_katanaks/6620
Цвет, подвержен своим законам, поэтому часто оказывает сопротивление автору в воплощении его творческого замысла и баланс между творческим замыслом, гармонией природы или естественностью цветовых сочетаний, вступает с ним в спор, вносит свои коррективы в замысел, иногда полностью изменяет его творческие замыслы и все это приводит к печальному исходу, когда автор полностью теряет ясность видения.
Сравнение чувства цвета с чувством слуха вызвано необходимостью привести аналог, понятный и привычный каждому, и, в образном выражении, живопись ничем не отличается, далеко неслучайно Ньютон выделил именно 7 цветов в спектре, по соответствию с нотами гаммы. В цвете точно так же, как и в мелодии, есть и должен быть ритм, существуют точно такие же октавы, произведение льется гармоничной мелодией, цельность и завершенность произведения – композиция звуков. И ровно так же, как и в музыке фальшивая нота коробит слух, в живописи, один штрих фальшивым цветом способен сломать всю «песню». И далее, по аналогии со слухом и песней, выбранное автором цветовое решение, это его голос. Понятно, что ничей голос своим, я ни в коем случае заменить не хочу, могу лишь помочь найти свою особенность, отличающую автора среди многих других. Посмотрите на себя, послушайте свой голос. Он только ваш и ничей больше, даже среди похожих. Почему же тогда голос миллионов авторов не звучит в их работах? Чтобы звучать, нужно найти свой тембр, что и есть – ясно слышимая индивидуальная манера.
Отсюда (мне) становится понятно, что подавляющее большинство фотографирующих людей полагается на получаемый результат от камеры, который, в основном, стандартен, есть всего несколько ответвлений, привносящих изменения в фото со стороны выбранной камеры и штатника, обозначу, как пример, весьма утрировано и грубо: кэнон желтит, бледнит и чернит, никон синит (так говорят часто, я никогда не снимала на «цифроникон», но хочу отметить, что когда я только пришла в мир фотографии и интернета, я это заметила прежде, чем прочла у кого-то в комментарии, потом наткнулась на запись, где человек утверждал, что это относится только к пленке, я не соглашусь, т.к. на мой взгляд, снимки сделанные никоном очень часто, действительно, отдают синевой, вполне возможно, и даже наиболее вероятно, что камеры марки «никон» очень чувствительно улавливают воздушную среду, что, в свою очередь, сказывается на прекрасно отображаемой в снимках никоном, перспективе и объеме) и никон излишне резок, сони среднего и низкого класса шумит, мыльницы мылят и выдают открытый цвет, вообще не улавливают цветовые нюансы и т.д. Поэтому надо изучить свою камеру, понять ее, подстроить ее под себя.
Давно (и не мной) определено и (наверное) доказано, что восприятие цвета, не просто субъективно, а субъективнее других ощущений, таких как пространство, форма, равновесие, организация форм в пространстве и т.д. Поэтому я не собираюсь, в принципе, рассуждать о том, каким должен быть цвет, отказываюсь показывать окружающим какими должны быть синий, красный, зеленый, коричневый и проч. И исходя из этого, особо отмечаю , что на указанных примерах нужно обращать внимание не на сам изолированный цвет, как таковой, а стараться уловить его характеристики, то есть насыщенность, светлоту, глубину, чистоту, его способность отражать свет и т.д.
Понятие «цвет» просто «сверкает» множеством характеристик, обозначенных терминами. Знание каждого термина необходимо чтобы понимать, как, то или иное явление воздействует на предмет, изменяя характеристики его цвета.
̲Х̲Р̲О̲М̲А̲Т̲И̲Ч̲Е̲С̲К̲И̲Й̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲ ̲ — Не будем затрагивать физику с частотой и длиной световых волн, здесь важно знать только одно, и, собственно, все это знают, что воспринимаемый глазом цвет (в основном) соотносится со спектром видимого света, и что условное количество этих цветов (в т.ч. в нашей культурной традиции) = 7.
Красный<-оранжевый<-желтый->зеленый->голубой->синий->фиолетовый->
Выше я указала, что хроматический цвет в основном соотносится со спектром видимого света, т.к. есть и не спектральные цвета (все цвета спектра с примесью ахроматических, коричневый, пурпурные, причем, некоторые оттенки пурпурного в спектре все же присутствуют путем смешения красного, синего и фиолетового, но ненасыщенные (как маджента). В системе круга «красный-зелёный-синий» пурпурный находится между красным и синим. Но я рассматривать здесь буду другой круг: «красный-жёлтый-синий», в котором насыщенный пурпурный отсутствует.
̲А̲Х̲Р̲О̲М̲А̲Т̲И̲Ч̲Е̲С̲К̲И̲Й̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲ ̲ — 3 условных цвета, что называется парадокс -, то есть «бесцветный цвет». В частности, в живописи и фото их лучше изначально воспринимать как:
— свет (белый цвет). Белая поверхность обуславливается высокой отражающей свет способностью – альбедо, в %-ном соотношении равное 80-95%.
— отсутствие света (черный цвет), отражающая способность поверхности меньше 4 - 5%.
Черная, видимая нами поверхность не является физически абсолютно черной, т.к. мы ее видим, а значит она отражает какую-то долю света, а значит содержит хотя бы ничтожный процент белизны — так же как поверхность, приближающаяся к идеально белой, содержит хотя бы ничтожный процент черноты. Абсолютно черная поверхность, это поверхность, в восприятии которой (по причине отсутствия света) неразличимы детали.
— градации серого (серый цвет) – наше восприятие светлоты поверхности в смешении черного и белого. Градаций серого бесчисленное количество, но (вроде как) глаз способен различить всего-то каких-то 300 (я не считала))).
Если основные собственные характеристики хроматического цвета, это «светлота», «цветовой тон», «насыщенность», то ахроматические цвета характеризуются только светлотой. К ахроматическим цветам не применимы понятия «насыщенность» и «цветовой тон». Именно отсутствие внутри шкалы градаций серого цветового тона спектра или хотя бы какого-то нюанса, а не цвета, который способен различить глаз, и отражает название «бесцветный».
ТОН и ЦВЕТОВОЙ ТОН. Несмотря на то, что цвет не противостоит свету, так как по сути сам является светом, но отраженным, эти понятия, категорически разные и часто рассматриваются, как антиподы. Тон относится к свету, а цветовой тон к хроматическому цвету. Но, часто в речах, в понятии «цветовой тон» опускают слово цветовой, таким образом называя антиподы, одним словом. Однако, это простительно, когда вместо прилагательного «цветовой» употребляется сам цвет, например, «комната в синих тонах», здесь в любом случае понятно, что речь идет о цветовом тоне, но непростительно, когда говорят в серых (белых/черных) тонах, т.к. ахроматические цвета не обладают цветовым тоном и насыщенностью, более того, именно примесь ахроматического цвета в любом цветовом тоне характеризует насыщенность этого самого цветового тона у хроматических цветов, и это значит, что нельзя сказать, — «ваш серый/белый/черный очень насыщенный» так же как нельзя сказать: «Серый/белый/черный цветовой тон», так же как нельзя сказать: «Серый/белый/черный тон». Но если очень хочется все-таки слово «тон» употребить, то по отношению к ахроматическим цветам должно звучать – нейтральные тона (не теплый/холодный, а нейтральный) и в зависимости от светлоты – темный, светлый.
̲Ц̲В̲Е̲Т̲О̲В̲О̲Й̲ ̲Т̲О̲Н̲ — качественная характеристика изолированного цвета, которая соответствует волновому составу отражаемого светового потока (длина волны). К цветовому тону относят сходство к тому или иному цвету спектра... Так, например, спелый помидор, мак, кирпич, рубин и т.п. мы называем красным. Сходство это и обусловливается сходством по цветовому тону.
̲Т̲О̲Н̲ — количественная характеристика, соответствует светлоте, интенсивности света в цвете, другими словами, тон, понятие, относящееся к свету, а не цвету. Светлый, темный, яркий, блеклый, пастельный и т.д.
̲Т̲О̲Н̲А̲Л̲Ь̲Н̲О̲С̲Т̲Ь̲ характеризует не конкретный цвет, а цветовые сочетания - взаимодействие цветовых пятен. Именно преобладание каких-либо тонов, в общей сумме, дает характеристику изображения в тональности. К понятию тональность относится диапазон цветовых гамм. Например, Холодная – Теплая или Нейтральная, Пастельная, Голубая, Бледная, Белесая и т.п.
Тональность характеризует свето-воздушное, цветовое состояние изображения. Именно через определенную тональность в пейзаже, например, выражается состояние времени года, суток, состояние погоды, которое не следует путать с состоянием психологическим:
Тревожная, Спокойная, Умиротворенная, Меланхоличная, Солнечная, Депрессивная и т.п.
̲Т̲О̲Н̲И̲Р̲О̲В̲А̲Н̲И̲Е̲ — действие при съемке (например через капроновый чулок, фильтр и т.п.) или в постобработке, призванное придать изображению какой-либо цветовой тон. В данном случае, речь идет о цветном изображении, где автор с помощью разных методов или программ меняет тональность снимка в сторону одного цветового тона. В виду того, что наложенный тон заполняет «пробелы» в цветовых сочетаниях, это действие приводит фотографию к гармоничной целостности оных.
̲С̲И̲Л̲А̲ ̲С̲В̲Е̲Т̲А̲ ̲ характеризует источник с количественной стороны, то есть определяет, сколько света этот источник посылает (в том или ином) направлении. В быту свет оценивается всегда очень условно по собственному количеству, которое в словесном выражении звучит как: «темнее», «светлее», «очень светло» «темновато», «тускло», «темно». Но это в быту, в кадре же мы определяем «примитивный свет» «хороший свет», «прекрасный свет» и т.п., а это уже не только количество, но и качество. И качество в бОльшей степени. Часто это понятие, употребляется, как синоним терминам «светлота», «тон», «яркость», «освещенность». Действительно, между этими понятиями очень много общего и в обиходе различия можно не замечать, но, когда речь идет о детальном и тщательном анализе световых и цветовых отношений, когда необходимо разобраться в теме, важно понимать конкретное содержание каждого из этих терминов. Тем более, что «сила света» и «светосила» — это понятия – синонимы для художника, но в голове фотографа сразу возникает объектив.
̲ ̲О̲С̲В̲Е̲Щ̲Е̲Н̲Н̲О̲С̲Т̲Ь̲ характеризует распределение света по поверхности предмета, понятие из физики, измеряется в люменах, величина светового потока, приходящаяся на единицу площади поверхности. (Забегая вперед: при переводе в чб этот параметр главенствует наряду с силой света и яркостью).
̲С̲В̲Е̲Т̲Л̲О̲Т̲А̲,̲ ̲Б̲Е̲Л̲И̲З̲Н̲А̲,̲ ̲Я̲Р̲К̲О̲С̲Т̲Ь̲.̲ Часто воспринимаются и употребляются, как синонимы, но понятия эти разные.
̲Б̲Е̲Л̲И̲З̲Н̲А̲ — сравнительная характеристика внутри белого цвета или светлых тонов. Часто срабатывает ощущение белизны на игре контраста. Так, в темной палитре любой цвет светлого тона будет создавать ощущение белизны. Понятие белизны можно выразить и математически. Отношение светового потока, отраженного поверхностью, к потоку, падающему на нее (в %-х), носит название «альбедо». Это отношение для данной поверхности в основном сохраняется при различных условиях освещенности, и поэтому белизна является более постоянным качеством поверхности, нежели светлота.
̲С̲В̲Е̲Т̲Л̲О̲Т̲А̲ характеризует степень примеси белого. Любой цвет при максимальном увеличении светлоты становится белым. Но светлота не одно и тоже понятие с белизной. Белый цвет самый светлый, но распределение освещенности может сделать предметный белый в тени более темным, чем серый на солнце. Светлота характеризует ощущение, которое свет производит на глаз. Основа светлоты - яркость падающего или отраженного света.
Сильное увеличение светлоты уменьшает число различий по цветовому тону. Так же, как все очень темные цвета сливаются в конце концов в один черный, так и очень светлые — на границе слепящего света сливаются в один белый.
Из этого следует понимание что такое яркость цвета. Цвета между собой различаются не только по цветовому признаку, но и по яркости, то есть признаку соотнесения со светом (белым цветом). Так, например, желтый цвет наиболее близкий к белому, соответственно, он самый яркий.
Из примера:
видно, как по мере перехода из желтого в зеленый или оранжевый, на шкале появляется больше градаций, и они становятся более явными, их можно внутри делить еще и еще… и так, вплоть до противоположной точки, с какой бы стороны не пошли от желтого по цветовому кругу (через красный или через синий), градаций будет становиться больше, пока не будет достигнут фиолетовый, который воспринимается как наиболее контрастный относительно белого, соответственно он самый темный. К белому цвету надо добавить совсем немного примеси фиолетового, чтобы уже стало очевидным первое пороговое отличие от исходного белого цвета. В то время, как желтого цвета требуется для этой цели в разы больше, этим и можно численно характеризовать в некотором роде и насыщенность того или иного цвета.
И еще раз:
Как видно из этого примера, в самом ярком (из всех) цвете, которым является желтый, количество света столь велико, что тоновых светлотных градаций внутри желтого гораздо меньше по сравнению с другими цветовыми тонами, в тоже самое время, влияние света на фиолетовый, который является самым темным, количество света гораздо ниже и низко настолько, что малейшее и тончайшее изменение в освещении влияет на его показатель светлоты, следовательно, тоновых градаций по светлоте, будет больше всего. И, обратите внимание, что антипод яркому цвету не тусклый, как принято считать в отношении света, а темный.
̲ ̲Я̲Р̲К̲О̲С̲Т̲Ь̲,̲ ̲как отражающая способность поверхности предмета, находится в зависимости от освещенности – Показатель цветового тона, характеризующий особенно светлую поверхность, сильно освещенную и отражающую большое количество света. Само слово «яркость» используется, для оценки источника света, при максимальном снижении силы света, яркость будет понижаться и любой цвет в итоге становится черным.
И, таким образом ясно, чем отличается светлота от яркости: Если яркость, это физическое понятие, величина которого характеризуется количеством света, попадающего в глаз от поверхности, излучающей или отражающей свет, то светлота, это ощущение яркости. Светлота зависит от количества отражаемой красочным пятном лучистой энергии. Слово «яркий» мы и употребляем при характеристике света и соотносим его именно с ослеплением чем сильнее ощущение «слепящий» тем ярче предмет. Яркий снег, Яркая лампа, Яркий свет и здесь, в ряде случаев, антиподом становится уже тусклота.
̲ ̲Н̲А̲С̲Ы̲Щ̲Е̲Н̲Н̲О̲С̲Т̲Ь̲ характеризует примесь ахроматического цвета в хроматическом. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.
Насыщенность зависит и от цветового тона. Чистые цвета в своей оптимальной насыщенности отличаются между собой степенью этой самой насыщенности. Желтый цвет имеет насыщенность бОльшую, чем красный, а красный бОльшую, чем синий.
На картинке:
очень хорошо видно, что одинаковая примесь белого имеет разное влияние на насыщенность. Желтый очень долго сохраняет свою насыщенность, красный менее, а синий почти сразу бледнеет.
Отделим часто употребляемые, как синонимы, понятия «насыщенность» цвета и «чистота» цвета.
̲ ̲О̲С̲Н̲О̲В̲Н̲Ы̲Е̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲А̲ ̲=̲ ̲Ч̲И̲С̲Т̲Ы̲Е̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲А̲ ̲=̲ ̲О̲Т̲К̲Р̲Ы̲Т̲Ы̲Е̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲А̲.̲
̲Ч̲И̲С̲Т̲Ы̲Й̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲ — это цвет без примесей других цветов или их оттенков, или другими словами, цвет, который невозможно получить путем смешения цветовых тонов. Не все спектральные цвета являются чистыми, будучи при этом оптимально насыщенными.
Всего 3 чистых цвета: желтый, синий, красный.
Желтый, синий, красный, это – основные цвета, путем смешения этих трех цветов образуется 3 промежуточных цвета:
Смешение желтого и красного дает оранжевый цвет;
Смешение красного и синего дает фиолетовый цвет;
Смешение синего и желтого дает Зеленый.
Так 3 основных базовых цвета, именуемые «чистыми» при смешении, дают три цвета 2-го порядка именуемые «промежуточными»:
Далее при смешении основного цвета и промежуточного цвета образуются цвета 3-го порядка, например, красный и оранжевый = красно-оранжевый, синий и зеленый = сине-зеленый и т.д.:
и разобьем их на градации:
Примечательно, что в цветовом круге изначально 6 цветов (основные и промежуточные), а в спектре Ньютон выделил 7, включая голубой. И в некоторых культурах для голубого цвета нет даже словесного обозначения. В цветовом круге же голубой образуется в числе цветов 4-го порядка, при смешении сине-зелено-синего и зелено-синего, а так же в результате смешения синего и белого.
Чистые цвета еще называют «открытыми» и в фотографии, и в живописи, особенно при критических замечаниях, употребляется именно «открытый цвет». Вероятнее всего из-за того, что «чистый» сами же и приравнивают к «насыщенный», хотя это совершенно разные понятия.
Здесь есть важный нюанс, к «открытым» цветам еще относится зеленый. Вопрос зеленого цвета остается открытым, т.к. в научном плане его чистота является спорной, можно ли его рассматривать как четвертый возможный чистый цвет. Несмотря на то, что зеленый возникает в результате смешения, вполне очевидно, что гамма цветовых оттенков в диапазоне от синего до желтого выглядит нелинейной. Есть некая точка, аналога которой нет в переходном градиенте друг в друга остальных промежуточных цветов, начиная с которой возникает чистый новый (а.и. зеленый) цвет:
еще нагляднее:
линейное
Нелинейное
Открытому цвету в фотографии в частности, предпочтительнее глубокий цвет. Но не поймите это превратно. Дело в том, что фотоаппараты (в подавляющем большинстве) не различают цветовые нюансы и в еще бОльшем большинстве не передают глубину цвета, не только в ощущениях цвета, но и в цифровых, программных данных. И, как следствие, на выходе теряется ощущение естественности природы вещей. Но из-за большого количества виденных вами фотографий этого «класса», вам это кажется нормальным и естественным, тем более если ваша камера выдает вам такой же результат, как и у «них». Ну и, если уже это чувство «нормальности» появилось и тем более укоренилось, то исправить, искоренить его будет гораздо сложнее, не говоря уже о том, чтобы в этом вопросе поверить мне на слово.
̲ ̲Г̲Л̲У̲Б̲О̲К̲И̲Й̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲,̲ ̲ это цвет с небольшим количеством примеси черного цвета, а часто и в совокупности с другим цветовым тоном, при повышении примеси черного цвета, цвет становится не глубоким, а грязным:
Так подробно я останавливаюсь на чистом «открытом» цвете по причине того, что, как правило (или часто), камера не улавливает или не различает присутствующие дополнительные цветовые тона, не говоря уже о цветовых нюансах и не передает глубину цвета, а рисует поверхностный, простой, чистый, без оттенков и переливов, цвет. Это плохо, это некрасиво, это примитивно. Это ошибка автора, не видеть, что цвет не воздействует положительно, не вызывает чувства гармонии, не радует глаз. (Но есть исключения, случаи, когда открытый цвет благодаря своей комбинации или уникальным условиям световоздушной среды полностью оправдан).
Искусствоведы, да и фотографы часто употребляют слова «оттенки», которые, в зависимости от контекста, выражают разные понятия: то это тона одной краски, то цветовые тона. «Нюанс» по-французски значит «оттенок», и, казалось бы, их можно рассматривать как синонимы. Однако довольно часто приходится встречаться с текстами, где смысл, вкладываемый в них, имеет различия.
̲О̲Т̲Т̲Е̲Н̲О̲К̲ ̲ — это качество цвета, дополнительно характеризующее его цветность, например, «серовато-зеленый», «голубовато-зеленый» «черный с синим отливом» и т.д. Оттенок, как правило, художнику важнее открытого цвета, т.к. обогащение цвета множеством оттенков, наполняет произведение дыханием, насыщает каждую деталь жизнью. Такое произведение всегда состоятельно, атмосферно, в то время как живопись открытым цветом с малым количеством оттенков и нюансов оправдана далеко не всегда.
̲Н̲Ю̲А̲Н̲С̲ — это тончайшая, незначительная (в количественном отношении) разновидность цветового тона, выражает характеристику одного цветового тона относительно другого. У Делакруа: «темный нюанс с белилами и густо-черным».
̲С̲В̲Е̲Т̲О̲Т̲Е̲Н̲Ь̲ – Эстетическая ценность изображения, выражающаяся в красоте переходов от света к тени. Эстетическая ценность светотени в рамках этого блога, является абсолютной. (Но полно и других случаев, где изображение строится не на светотени, поэтому в общем и целом абсолютной ее нельзя считать т.к. она таковой не является. Всегда зависит от выбранного автором направления (от метафизики до абстракций). Поэтому в данный момент и именно сейчас, в этом блоге, эстетика (прекрасного) в градациях светотени является абсолютной. Блики, рефлексы, отражения, падающие тени, полутона собственные тени, падающие тени и т.д. Рождают ту самую взаимосвязь предметов, вносят в них дыхание, то что я/мы называем, глядя на фото: Настроение, Состояние, Отношение. Чувственная математика.
Свет падает на множество разнообразных форм, с разным цветом поверхностей, которые расположены под разными углами по отношению к лучам света и потому оказывающихся по-разному освещенными. В результате чего вырисовывается сложная картина распределения света и теней. И еще сложнее картина, если освещение исходит от нескольких источников света.
̲П̲О̲Л̲У̲Т̲О̲Н̲ (сходное понятие с полутенью, иногда и полусветом), но в цвете употребляется именно «полутон» - высветление цветового тона в части, обращенной к свету, и затемнение его в противоположной части, таким образом цветовой тон предмета сохраняет себя нетронутым между этими двумя частями.
Полутон действительно аналогичен полутени, которая также есть середина между освещенной частью и затененной. У Делакруа есть запись: «...избыток света приводит к отсутствию полутонов и, следовательно, к ослаблению цвета...». Таким образом, можно сделать вывод основываясь на доверии к художнику, даже особо не разбираясь в природе вещей, что полутон рассматривается как основной носитель цветности или собственного цвета предметов. В основе его цветовой системы лежит полутон, который он понимал, как предметный цвет, модифицируемый под воздействием света, тени и рефлексов. Трудно с ним не согласиться:
Но если доверия не хватает, можно провести эксперимент. Это хорошо иллюстрирует шар, (на картинке выше именно демонстрация локального цвета предмета и далее его полутонов), но в целом, чтобы понимать природу светотени, создающий ощущение предмета выглядит так:
Действительно, представим себе зеленый шар в белой комнате на белой плоскости и с одним источником света. Его освещенная сторона будет светло-зеленой, а затененная — темно-зеленой и, как правило, с рефлексом. В таких условиях, подлинный (локальный) цвет предмета, будет в основном скрыт под влиянием светотени, и поэтому наличие в предмете какой-то средней зоны, лежащей между освещенной и затененной частями, предполагает наличие большей цветности. В кадре (лучше сказать в произведении и даже картине) именно в игре полутонов наиболее красиво отображается локальный цвет предмета. На картинке можно увидеть на стыке полутонов (полутени и полусвета) вкрапления подлинного цвета, в местах, где образец локального цвета сливается с цветом на шаре:
При этом, достаточно четко и ясно видно, как сильно выделяется подлинный цвет предмета на фоне самого себя, находящегося в условиях влияния светотени. Но если полоску убрать, то эти различия исчезают.
За обратным примером далеко ходить не надо, достаточно вспомнить луну в фазах до первой четверти. Аналогично, если шар помещен в условия комнаты с потолком, полом и стенами черного цвета и с одним источником света. В таких условиях, при отсутствии отраженного света шар теряет свою форму и объем, чего в других условиях, при 2х источниках света (солнца и неба) и тем более при наличии других предметов - отраженного света вторичных источников, быть не должно (если это не несет какую-то идею автора).
Отраженный свет от окружающих шар предметов точно так же, как и белая поверхность, на которой расположен шар, (при условии «хорошего» света) будет всенепременно отбрасывать рефлексы на все предметы в своем окружении и в этом случае зеленый шар будет блистать всеми красками окружения.
̲П̲Е̲Р̲С̲П̲Е̲К̲Т̲И̲В̲А̲ — важнейшее средство выражения пространства (наряду со светотенью). Закономерности (а точнее объяснение закономерностей) пространственного изменения основных признаков предмета: форма, цвет, светотень.
Еще Леонардо да Винчи выделил три закона перспективы:
— «Уменьшения фигур тел - происходит от глаза» по мере удаления от нас предметы уменьшаются в размере и параллели сходятся (или стремятся) в одну точку. Впоследствии приобрела название ̲ ̲Л̲и̲н̲е̲й̲н̲а̲я̲ ̲п̲е̲р̲с̲п̲е̲к̲т̲и̲в̲а̲. Используется при геометрическом построении иллюзорного пространства.
— «Уменьшение величин тел - произведена воздухом, находящимся между глазом и предметом, видимым этим глазом». ̲В̲о̲з̲д̲у̲ш̲н̲а̲я̲ ̲п̲е̲р̲с̲п̲е̲к̲т̲и̲в̲а̲.̲ По мере удаления от нас предметы теряют резкость своих очертаний и изменяют свою светлоту. При этом темные предметы по мере удаления становятся светлее, а светлые, наоборот, темнее. (Здесь на сайте был конкурс «Тональная перспектива» - речь шла о светлоте (насколько я понимаю))
— «Уменьшение цвета тел - произведена воздухом, находящимся между глазом и предметом, видимым этим глазом». Совокупность окрашенных поверхностей на расстоянии в силу закона оптического смешения будет восприниматься как один цвет. В отличие от воздушной перспективы эти закономерности изменения цвета можно определить, как «красочную» или ̲ ̲Ц̲в̲е̲т̲о̲в̲у̲ю̲ ̲п̲е̲р̲с̲п̲е̲к̲т̲и̲в̲у̲.̲
̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲О̲В̲А̲Я̲ ̲П̲Е̲Р̲С̲П̲Е̲К̲Т̲И̲В̲А̲ ̲— это средство передачи глубины пространства посредством цвета.
Масса фотографий, опубликованных на основе доверия к своей камере, показывающих трехмерное пространство только посредством воздушной и линейной перспектив (а то и просто линейной), не используя цветовую (сохраняя локальный цвет на всех расстояниях) породило «привычность», а следовательно - «нормальность». (Я и сама этим грешу иной раз, когда не могу справиться с цветом, но в начале пути я себе это позволяла, но лишь до некоторых пор)), сейчас я считаю это явление скверным, губительным, уменьшающим значимость цвета, как средства живописи, обеднение самого цвета, из-за этого уже обеднение и самого пространства и, возвращаясь в начало – саму фотографию, образуя замкнутый круг, поэтому рекомендую в этот круг или не попадать или стараться вырваться из него.
Основа цветовой перспективы – полупрозрачные (мутные) среды – воздух, вода, туман, которые пропускают одни лучи, другие рассеивают или поглощают, а т.к. цвет предмета такое же излучение (отраженный от предмета поток света мы видим и определяем, как цвет) Ближние к нам фонари во время сумерек кажутся излучающими свет желтый цвета, но чем дальше фонари, тем они темнеют и стремятся к оранжевому, а затем и далее, к красному, самые дальние фонари уже совсем не воспринимаются, как свет, а лишь, как пятна красноватого цвета, которые за счет воздушной перспективы к тому же бледнеют. В итоге на самом дальнем плане к горизонту, слои воздуха объединяют все предметы, накладывая на них синеватый тон.
Таким образом, можно соотнести цвета между собой по «выступающему» «отступающему» признаку. Можно самим провести ряд экспериментов, которые покажут, что, например, белый в паре со светло-серым будет казаться ближе, а светло-серый дальше. И чем плотнее среда, тем краснее проходящий свет: красная луна у горизонта, красные фонари вдали. Белые освещенные стены домов заметно желтеют, затем розовеют по мере удаления пока не превращаются в единое целое (от бледно-голубого до фиолетового цвета). Это и есть проявление естественной цветовой перспективы.
Есть еще понятие обратной перспективы, когда все наоборот, ближе меньше и светлее, дальше – больше и насыщеннее и поверхностнее и т.д.
На наше восприятие предметов, кроме степени удаленности от нас, фактуре, условий освещения и т.д. еще влияет способность различать цвета по их пространственно-поверхностным качествам, выражаемым обычно через понятия:
ПОВЕРХНОСТНЫЙ ЦВЕТ, ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ЦВЕТ, ПЛОСКОСТНЫЙ ЦВЕТ
̲ ̲П̲О̲В̲Е̲Р̲Х̲Н̲О̲С̲Т̲Н̲Ы̲Й̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲ — это восприятие цвета в единстве с фактурой предмета, (подразумевается цвет переднего плана в фокусе, например, особой резкости макро). С поверхностным цветом мы сталкиваемся (как правило) при работе над натюрмортом, портретом, крупным планом, макро (особенно Макро). Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предметов с наибольшей достоверностью – передать фактуру.
̲ ̲П̲Р̲О̲С̲Т̲Р̲А̲Н̲С̲Т̲В̲Е̲Н̲Н̲Ы̲Й̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲ характеризует воспринимаемые нами предметно-пространственные ситуации, при которых нет четко выраженных материальных плоскостей, поэтому фактура ему не присуща (небо, туман, облака, океан и т.п.). Этот цвет наиболее трудно поддается обработке, переводу его в живописный, гармоничный тон, например, цветовое состояние неба часто у авторов не совпадает с цветовым состоянием земли или туман склонен автору навязать состояние монотонности и т.п.)
Проблема пейзажей об этом просто кричит: в привычном нам, застывшем «открыточном пейзаже» нет сочетания поверхностного цвета с пространственным. Фотографы пейзажисты отказывают сами себе в восприятии атмосферы, в погоне за резкостью и сочностью цвета стирают из кадра зыбкость и легкость пространственного цвета, в результате чего весь пейзаж «нарисован» фактурой поверхностного цвета. В то время как «Верю!» то есть правильная передача в цвете духа природы, ее глубина и течение жизни в пространстве и времени возможно исключительно при наличии в кадре пространственного цвета.
̲ ̲П̲Л̲О̲С̲К̲О̲С̲Т̲Н̲Ы̲Й̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲ — это цвет, принадлежащий какой-либо плоской поверхности, находящейся на таком расстоянии от глаза, что мы не способны ощутить структуру этой поверхности, например, белая стена некой постройки, мы ее видим благодаря контрасту, но не понимаем из чего она, белый кирпич или выкрашенный краской, или побелка на глиняной стене или крашеное дерево, ибо при значительной яркости ее нужно обозначить так, чтобы было видно, что это поверхность твердого тела. Плоскостный цвет важен в том случае, если нужно разделить (по замыслу) задний план. Например, совершенно одинаковые по цвету пятна, неразличимые, но одно из них есть крона дерева, а другое — железная крыша, выкрашенная зеленой краской.
Основанием для разделения цветов на поверхностные и плоскостные служит воздействие на отдаленные окрашенные поверхности воздушной перспективы и на дальнем плане цвет никогда не может восприниматься как поверхностный (ко вниманию пейзажистов). И именно из этого вытекает сама собою цветовая перспектива (см. выше)
̲ ̲К̲О̲Н̲Т̲Р̲А̲С̲Т̲
Простое, всем давно привычное понятие. Легко определяется противопоставлением предметов или явлений, резко отличающихся относительно друг друга. Большое – маленькое, белое – черное, кислое – сладкое и т.п. Но не все так просто. Суть контраста в том, что в сочетании этих (любых/каких-либо) противоположностей внутри нас возникают качественно новые чувства и ощущения, которые мы, когда они по отдельности, не воспринимаем. В частностях, цветовая гармония, колорит, светотень, цветовая перспектива и т.п. построены на принципах контраста в той или иной мере на принципах контраста, что, например, способствует ̲с̲о̲з̲д̲а̲н̲и̲ю̲ ̲о̲щ̲у̲щ̲е̲н̲и̲я̲ ̲ пространственной глубины.
И далее, тема контраста еще более непростая, существует великое множество нюансов от светового контраста до цветового, от контраста по цветовому тону до взаимного повышения насыщенности, от одновременного до последовательного и т.д. и т.д. От понимания контраста зависит многое от самой фотографии до выбора авторами фона под фотографию (очень частая ошибка авторов).
̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲О̲В̲А̲Я̲ ̲Г̲А̲Р̲М̲О̲Н̲И̲Я̲ ̲
Неотъемлемым, всенепременным признаком гармонии всегда считалось наличие таких качеств, как пропорциональность, равновесие, созвучие.
Наиболее точно отображают эстетическую проблему гармонии (в целом/вообще) Леонардо да Винчи:
«гармоническая пропорция — как если бы много различных голосов соединились вместе в одно и то же время и в результате этого получилась бы такая гармоническая пропорция, которая настолько удовлетворяет чувство слуха, что слушатели столбенеют, чуть живы от восхищения». (понять и представить несложно, но создать невозможно (или очень близко к невозможному(с))
Цветовая гармония, не сводится лишь к одному решению, какой цвет с каким гармонирует, т.к. на эстетическую оценку оказывают влияние совокупность факторов, таких как форма, фактура, положение в пространстве, обоснованность (состоятельность) содержания цветовых пятен. Поясню: если небо синее, а отражение от него голубое по причине того, что небо «подкрутили» а про воду забыли… или скала, подсвеченная солнцем с одной стороны, в своей тени сверкает желтыми деталями по причине того, что тень высветлили и добавили туда солнечного света, но забыли, что в тени свет не от солнца, а от неба, а цвет отраженного света неба – синий и т.п. Вот и получается, что в таких случаях обоснованности и состоятельности голубого в воде и желтого в тени нет, но зато есть фальшь, и, каким бы «красивым» не казались изолированные сочетания, в целом работа будет несостоятельной. Я допускаю, что замысел автора может быть именно в обратных связях, но, следует помнить, что кругом одни зависимости, тронули одно, не забудьте затронуть далее все зависимые от «исправленного» факторы.
Авторы часто употребляют «все так и было!» В этом случае следует помнить, что зритель оставляет за собой право не верить в изображенное, а верить своим ощущениям.
Несмотря на влияние перечисленных выше факторов, основой выразительности цветового содержания (ритма/строя) произведения составляет именно комбинация цветов. При этом, если сравнивать фотографию и картину руки художника, то фотографу легче, т.к. картину можно испортить плохим рисунком, неверно переданной фактурой и т.п., то в фотографии (за исключением случаев «я так вижу», где «я так вижу» является результатом кнопки фильтра, превращающий фото в полиэтилен и т.п.). Фотографию же, с полнейшим ощущением цветовой гармонии испортить почти невозможно, ни шумом, ни чем-либо еще)
И из этого следует, что изучение принципов цветовой гармонии лучше начинать с выяснения закономерностей сочетания цветов, например, опираясь на их расположение в круге или с целенаправленного осмотра природы на предмет цвета. Ищите баланс в природе, и вы его найдете).
Цветовая гармония определяет внешнюю привлекательность сочетания/комбинирования цветовых пятен. Несет в себе эстетическую ценность прекрасного. НО понятие гармонии необходимо включает в себя и свою антитезу - дисгармонию и, следовательно, цветовые сочетания могут выступать не как приятная, ласкающее глаз, комбинация. Но меня этот случай не интересует и распространяться на тему эстетики безобразного не стану. На основе этого напрашивается вывод, что гармония/дисгармония несет в себе психологическое содержание и является мировоззрением и мое мировоззрение воспринимает только гармонию, а антитеза является не воспринимаемой категорией, поэтому, употребляя слово «эстетика» контекст всегда «гармония» и всегда «прекрасное».
̲К̲О̲М̲П̲О̲З̲И̲Ц̲И̲О̲Н̲Н̲А̲Я̲ ̲Ф̲У̲Н̲К̲Ц̲И̲Я̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲А̲
Сделаю небольшое отступление от цвета. Вопрос композиции, который многим непонятен. Куда отнести композицию, к техническому качеству или к содержанию. Изначально надо понять, что такое композиция в принципе. Композиция музыкальная, композиция литературная, композиция цветочная, композиция цветовая, композиция шахматная, композиция оригинальная, композиция кадра, композиция произведения, композиция ароматов, композиция математическая и далее можно продолжать до бесконечности находя композиции повсюду. Композиция в своем принципе, это цельность, созданная из частей. Как видно из списка разного рода композиций, она относится к весьма разнообразным структурам, поэтому взять их и все отнести к одной категории нельзя. В частности, в произведениях изобразительного искусства она делится на 2 разные композиции по признаку, визуальному (даже измеряемому) и ощущаемому. Несмотря на бесконечное количество различных композиций, далеко не каждый набор элементов можно считать композиций. Это не просто размещение рядом и по соседству в пространстве, это их согласование и взаимосвязь, результатом которой является цельность.
— визуальная, геометрическая, предметная и т.п. (называть можно как душе угодно). Композиция предметов. Куда входит физическое расположение объектов композиции в пространстве. Здесь основополагающим фактором являются основные ̲п̲р̲а̲в̲и̲л̲а̲ ̲к̲о̲м̲п̲о̲з̲и̲ц̲и̲и̲: масштаб, пропорции, симметрия (или асимметрия), ритм, контраст и нюанс (не имею в виду цветовые, в данном случае имеется в виду две категории отношений: контраст – различие, нюанс – схожесть). Такая композиция выражается в относительности предметов друг друга и является технической стороной кадра.
— чувственная, эстетическая. Композиция ощущения гармонии. Куда входит психологическое восприятие завершенности и состоятельности произведения в целом. И здесь уже идет эстетическая оценка ощущения, построенная на основных ̲з̲а̲к̲о̲н̲а̲х̲ ̲к̲о̲м̲п̲о̲з̲и̲ц̲и̲и̲. Закон равновесия и закон цельности и единства т.е. Гармонии. Такая композиция выражается в стремлении к Абсолюту и является содержанием произведения.
И возвращаясь к цвету:
Цветовая гармония во взаимосвязи со средствами художественной выразительности (светотень, фактура, форма, пространство и т.д.) является новым уровнем самой себя – цветовой композицией, функция которой заключена в способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важных для понимания идеи автора, местах в кадре, организовывает пространство, определяет последовательность зрительного восприятия.
Не знаю, что я упустила, но продолжать тему можно бесконечно)) Не сказала про теплые и холодные, но все это и так знают вроде))
Катерина, теперь, уверена, многим хотелось бы заполучить сюда конкретные примеры того, как работает "инструмент", которому посвящен блог, на или против автора фотоработы)) Не торопим, но это было бы оптимальным для чьего-то осмысления, чьего-то переосмысления, чьих-то будущих поисков и находок))) Спасибо за неустанность!
да вроде все описано, какие примеры?)) это же терминология)) примеры я планирую уже про перевод в чб
Вот об этом будет полезно поговоритть на практике)):
"Цветовая гармония во взаимосвязи со средствами художественной выразительности (светотень, фактура, форма, пространство и т.д.) является новым уровнем самой себя – цветовой композицией, функция которой заключена в способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важных для понимания идеи автора, местах в кадре, организовывает пространство, определяет последовательность зрительного восприятия". Об акцентах, о последовательности)) Без фломастеров не обойтись))
ааа)) ну да, возможно)) кидайте вопросы, по мере поступления, пока отдохну немного)) че-т подусталаот терминов, сама их не люблю, тем более формулировать) просто именно для перевода делалось, а сам цвет идет постольку поскольку.. ибо тема обширная и бесконечная, думала,ч то кто заинтересуется, что-нибудь на эту тему найдет, просто главное черпать не из статей, а из книг, из заметок самиих художников: Да Винчи, Делакруа, Крамской, Юон, Крымов и т.д. бесконечный список)
Конкретизирую запрос свой, Катерина)) Если психологические эксперименты, связанные с геометрической последовательностью восприятия картинки, доказывают, что взгляд скользит по листу в виде буквы Z (не знаю, как у левшей)), и наиболее сильный эффект акценту придает расположение его на пересечении линий нижней правой трети, то меня заинтересовало возможное существование аналогичной последовательности при воздействии цвета. Догадываюсь, энергетика воздействия разнокалиберной глубины цветов и их оттенков, действительно, имеет неэквивалентную силу и вполне может читаться в определенной последовательности, от которой человеческому глазу (читай: глазу восторженных зрителей-поклонников))) не уйти. Догадываюсь, начинаем с поверхностного цвета, а не с плоскостного, постепенно двигаясь к нему, влекомые цветовой и воздушной перспективами, хотя непредсказуемости, о которых нам невдомек, глядишь, и существуют. Прекрасным же образом осознаю, какую роль это играет для акцентирования. А как между собой сражаются цвета за лидерство в последовательности восприятия? Глубинные возможности магии и хочется постичь))) Word с пристрастием сообщил мне, что тройная круглая закрывающая скобка при этом лишняя)) Понимаю по-своему: скобки, дружочек, в начале пути обычно открывают!
Невозможно рассуждать о конкретике абстрагировано, можно рассуждать тогда об абстракции, но там совсем другая история потому что не существует ни формы, ни фактуры, ни пространства, не существует ничего кроме одних лишь цветовых пятен, которые переливаются из одной формы в другую и переливаются исключительно в глазах смотрящего, а у иного смотрящего ничего ни в какую форму не перетекает и не переливается))
Об этом и речь, что цветовая гармония (а она может складываться из любого сочетания приятного глазу) именно в совокупности с формой, фактурой, пространством, светотенью, композиционным контрастом и/или нюансом) уже складывается в цветовую композицию. Универсальной формулы не существует (а если и существует, то я ее знать не хочу) Поэтому нужно рассматривать конкретную фотографию и ее анализировать)
Но есть универсальные приемы и "формулы" в самой гармонии, это сочетания цветовых тонов на основе круга, в котором благодаря определенным последовательностям можно понять какой цвет сочетается, какой цвет спорит, какой цвет уничтожает, но и тут снова я могу сказать, что это в первую очередь касается абстракций, так как в классических случаях могут вмешиваться другие факторы от фактуры до пространства. И второй случай универсальности это сама природа.
Но безусловно, круг нужно понимать. И лучше его изучить самостоятельно. Так как ощущение цвета субъективно, поэтому никто не может знать ваших ощущений и тем более психологического воздействия на конкретного человека. Для кого-то оранжевый знак опасности, а для меня - солнца)) или я люблю какой-нибудь фукси, а вы синий, на этом все и закончится))
Субъективность несносная)) А я-то рамышляла, почему хочешь в финал, а тебя в пыльную кладовку норовят отправить)) О, прекрасная, недосягаемая Гармония, ты нам снишься!!!
да.. субъективность в цвете стремится к бесконечности(, особенно на фоне того, что "все" привыкли к бедному цвету, просто в силу большого количества фотографий без обработки цвета в сторону художественности (живописи)
вот у вас есть "расплескалось" висят простыни на веревке, а замените голубовато-зеленую на человека такого цвета, все.. вся цветовая композиция котикам под хвост.. но как простынь это изумительное сочетание.. и, по верхнему краю идет железка от дождя и, если бы вы легчайшим намеком дали бы туда цвет этой простынки фотография бы играла бы сильнее, а в окне слева зеленая штора в желтом свете с одной стороны пытается с ней найти переклик, а с другой желтый там возмущается, но тут же находит отклик с левой (не крайней а перед ней) простынкой.. а на стене на пп легкий оранжевый отсвет.. его если бы на грамм усилить, тоже играло бы сильнее, но и так играет)
Я поняла, Катерин, что цветовую гармонию нет смысла рассматривать без совокупности с другими моментами, создающими единое целое. В каждом отдельном случае акцентирование может быть как усилено, так и убито некими нюансами ли, контрастами ли))
именно)
оранжевый цветок в синей руке будет возмущать, а оранжевый фонарь в синей ночи будет привлекать
Кстати, и соглашусь: либо оранжевый блик усилить надо было (а с ним тогда и сток), либо желто-зеленое окно приглушать))) И сравнивать варианты))
работа в любом случае состоятельна)) просто сложно сказать, сколько оранжевого видят остальные зрители, в то время как я вижу, что там стены все с примесью оранжевого) да и железка даже в таком виде перекликается, просто звонче был бы переклик)
что-то мне сложно искать примеры в инете, лучше будет если кто хочет понять, то найдет у себя фото и мы вместе его постараемся разобрать)) (у меня от фоток в инете голова крУгом)
Ну что ж, я буду первым чтоль? Мой пейзаж обвинили в "силиконовости", несмотря на то, что при обработке старался сохранить цветовую и тональную перспективу.
Вот, предоставляю на растерзание;)
Буду очень благодарен за указание "цветовых" (и не только) ошибок!)
По поводу "силиконовости" пусть выскажется кто-нибудь другой...По мне слегка ярковато. Но поддерживала в том конкурсе именно эту из Ваших узнанных мною по стилю работ, потому что впечатлилась не так уж часто и встречаемой в пейзажном жанре композицией "воронки". Чаще снимок расчерчивается горизонтом. А здесь ощущается эффект втягивания)) Помогают все линии, уходящие с переднего плана, еще и "закручивающиеся" слегка)) По цвету нравятся кусочки заднего плана и трава с желтыми бликами по левому краю дороги. Хотя при этом ПП должен быть автоматически ярче, понимаю)) Воздушная и цветовая перспективы, вроде как соблюдены)) Жгучего оранжевого много в лву. Но нравится в целом!!!
Я поэтому и сделал квадрат, что хотел подчеркнуть этот эффект "затягивания"... эта интересная линейная перспектива меня еще при съемке привлекла)
То есть заметила, что нравится здесь мне именно подразмытое, не в фокусе, либо в перспективе)) Тенденция, однако, крепчает на сайте))) Хотя глупо было бы не обыграть это фокусом, что Вы и сделали)) А вот нужен ли при таком раскладе был такой активный цвет на ПП? Для полноты всех ощущений?!! Или определенной экспрессии захотелось добавить краскам? Если переключить мозг на восприятие в неком особом ключе, тогда понятно, что здесь намеренно использованная обработка)) В любом случае, не просто нравится, а очень привлекает и будоражит мое внимание, Владимир! Показательный критерий - помню работу, перебирая в мыслях фото разных участников))
Хм... даже не знаю... скорее всего так получилось при обработке подсознательно, наверно дабы подчеркнуть эту самую перспективу, как цветовую, так и тональную вкупе с линейной... помню даже пробовал немного глушить цвет - результат мне не понравился..;) Спасибо за добрые слова, Светлана!)
Стал обыденным, в смысле привычным уже глазу фотографа? Экспрессия сменилась мягким релаксом и лирикой? Поменялось настроение в кадре? Но, главное, потерялась, должно быть, воронка, которая еще на самом ближнем плане образует цветовой вихрь по окружности)) А, может, приглушить стоило попробовать только ярко-оранжевый и пару пятен самого сочного зеленого, не затрагивая остального? Пробовали и так? Не пошло?
Наверное совокупность всех этих факторов... но мне больше нравится про экспрессию;)) Еще я бы добавил то, что в памяти отложилось именно активно-ярко-насыщенное многоцветье опавших осенних листьев, хотелось это состояние сохранить и передать на фотографии..;) А зеленый помнится пробовал отдельно глушить, даже слева вдоль дороги кажись остался некий результат этих манипуляций, но на ПП оставил все как есть - из-за той же пресловутой перспективы;))
Да Вы художник!! История живописи знавала, как запечатленное глазом и памятью субъективное хотелось "сохранить и передать", пропустив сквозь призму собственного впечатления и вызванных эмоций!!!!!!
Ну до художника мне еще далеко, но да, зачастую стараюсь акцентированно передать на фото свои самые яркие субьективные ощущения при съемке;)
Тут впору пофилософствовать о том, всегда ли всем нам удается донести это до зрителя (не о Вашей работе, здесь Ваше впечатление мгновенно вычислили)) то, что пребывало в нашей душе в момент съемки. Иногда зритель получает сухую констатацию непонятного ему факта. Но это уж крайний случай. Счастливы же те, кому дано донести, не расплескав!!
Как по мне, то как раз в этом - в способности донести до зрителя состояние своей души в момент создания произведения - и заключается звание настоящего Художника... (это я сейчас не о себе;))
Охотно соглашусь)) Хотя бывают работы с намеренно многоплановым смыслом, которые могут вызвать разные ассоциации и, соответственно, настроение. Однако, если автор все же ожидает, что до самого нижнего, глубинного яруса смысла кто-то сумеет докопаться, и заполучит этого зрителя, то здесь можно восхититься))
Я вот не художник ни разу, и даже не фотограф... Но - мне очень нравится наличие ярко-оранжевого в этой кутерьме-воронке, которая - да, затягивает и придает движение вглубь кадра. А яркость наоборот, заставляет взбудоражить , как ветер, спокойные тона почти уже увядающей осени. Я редко люблю пейзажи, но Ваш мне безумно нравиться! ИМХО!
Спасибо, Татьяна, от такого же нехудожника-нефотографа!;))
По всей видимости, мы тянемся к тому, чего нам может не хватать. Моя энергия вполне может сжечь саму меня, поэтому мне хочется перерыва от этого)) Кому-то же не хватает драйва, кого-то заела сегодняшняя серая, невнятная баламуть)) Предположу, что картинка будет иметь разное воздействие на одного и того же зрителя в разные сезоны, в дни различного настроения и даже в разные периоды жизни)) А еще напомню, что у нас разные мониторы, чаще всего неоткалиброванные))
Кстати да, полностю согласен: порой обрабатываю одно и то же фото в разные дни, каждый раз начиная с нуля - результат всегда кардинально отличается!... Потом мучительно не могу выбрать, какой вариант собственно лучше;))
Недавно выбирала краску для стен...Суток трое перебирала около сотни образцов, медленно удаляя неугодные сегодня, завтра же возвращая отверженных)) Эти дни моей жизни долго будут омрачать память, потому что мне хватило бы выбора из двух на сутки))
)) Силиконовость, слово-то какое) Силикон у меня ассоциируется с прозрачностью, а здесь наоборот)
По закону цветовой перспективы: пп ближе всего к глазу, а значит, что цвет предметов переднего плана, отдаляясь будет приобретать нейтральные и холодные оттенки, поэтому цвет переднего плана самый насыщенный, а фактура самая ощущаемая. При взгляде на фото, автоматом опредлеяешь какой цвет является поверхностным (или исходным).
+ по закону воздушной перспективы отдаляясь будет терять очертания и светлеть, а значит контраст самый явный находится в области переднего плана.
Здесь накручен в бОльшей степени именно контраст. Но и цвет выбивается. В первую очередь двух зеленых пятен:
В синем кружочке зеленое пятно несет в себе поверхностный цвет, но дальше, тот что в белом кружочке этот цвет уже в какой-то степени должен потерять свою насыщенность и сочность, но остался без изменений поверхностным цветом, хотя фактуру, как мы видим, он все же потерял. А потеряв фактуру должен был потерять и насыщенность.
Далее, что бросается в глаза, это контраст листьев с фоном здесь:
Деревья почти черные, а листья не утратили насыщенность. Здесь они потемнели чуть, а должны были приобрести холодность, потерять насыщенность и посветлеть
И, в целом, чем дальше тем прохладнее тоже не соблюдено, кадр и на зп остался теплым.
Ну и далее, уже вот такие мелочи, которые будут видны явственнее, когда все остальное будет исправлено:
Вообще, Владимир, уходите от черноты.. в природе черного при свете дня почти нет, ну если это, конечно, например, не уголь, и то, благодаря свойствам своей поверхности и он будет сверкать) А если особо нет в природе, то и в отображении природы особо быть не должно) Черный это отсутствие света, но при свете дня с рассеянным светом все предметы так же отражают какое-то количество света подсвечивая окружение, поэтому увлекаясь контрастом с черным, природа становится тяжелой.. но листик веса почти не имеет, следовательно и его воздушность нельзя терять)
Вот спасибо, Катерина, за столь полезный разбор моего силиконового пейзажа! (слово "силикон" было употреблено в другом контексте, это уже я самовольно применил его в качестве характеристики данного пейзажа);)))
По пунктам:
1. Зеленые пятна пробовал глушить, но в итоге все же решил оставить для смыслового контраста с желто-красным ковром из листьев... то есть эта техническая ошибка была допущена мной как бы намеренно... но да, ошибка остается ошибкой, согласен;)
2. Листья в выделенном фрагменте находились чуть ли не прямо у меня над головой, то есть это тоже как бы ПП, поэтому старался их контраст-насыщенность привести более-менее в соответствие с теми листьями на ПП, которые находятся на земле... то есть старался отделить их от фона, повысив контраст-насыщенность, но наверно у меня плохо получилось, сам теперь вижу...
3. Преобладающая темная палитра - это следствие моего стремления при съемке избежать пересветов на небе, поэтому все кадры панорамы получились недоэкспонированными... тоже моя ошибка, признаю - нужно было делать эксповилку для неба..)
ЗЫ. Статью прочитал. Очень информативно, но в то же время изложено все очень доходчиво) За один раз такой массив новой инфы такому чайнику, как я, воспринять сложно, посему буду время от времени перечитывать;)
Удачи, Владимир)) (о композиции (в конце блога) я писала думая о вас))
Кстати да! Всегда интуитивно, а потом и в результате логических умозаключений, считал композицию параметром художественности... поэтому когда здесь начали настойчиво продвигать идею, что композиция - это технический параметр, у меня наступил когнитивный диссонанс..;) Теперь же, когда благодаря вашим пояснениям стало понятно, что речь идет о двух разных композициях, мне сильно полегчало;)) Спасибо вам и за это тоже!))
художники (академичиская школа) композицию основанную на законах гармонии называли Композиция, и она в общем-то в крови художника, без каких-либо дополнительных освоений) а правила композиции технического плана, ее не только чувствуют нутром, ее еще и вырабатывают, набивают руку, "наметывают" глаз, рисуя бесконечное количество эскизов каждую минуту времени) мне, как человеку, не раз изучающему композицию, как предмет (дисциплину) не сразу стало ясно о чем именно вы говорите)) (не только вы, в общем-то) тем более что вот если вы погуглите "правила композиции", то в основном найдете в правилах не сами парвила (пропорции, масштаб, симметрия/асимметрия, ритм, контраст и нюанс, а практические советы универсального применения, которые звучат как "правила третей", "правила диагоналей" и т.п. но, на самом деле это никакие не правила, это именно подгонка результата..
и, исходя из этого, делаю вывод, что такие статьи играют нехорошую роль не только в понимании что такое композиция.. но более того, уничтожают, сводят на нет композицию, как техническую составляющую.. Это меня печалит
Как дитя компьютерных технологий и интернета, не посетившее ни одного урока по фотографии вживую и черпающее почти все знания из электронных баз данных во всемирной паутине, должен признать, что также внес свою лепту в деле дискредитации понятия композиции как технической составляющей... но впредь торжественно обещаю исправиться..;)
счастлива это слышать, Владимир)) хранить школу нужно.. иначе даже не знаю, где мы окажемся лет через 50.. с такими тенденциями подмены и замены.. ну хорошо, если в космосе и на другой планете с другими законами.. но если все еще тут, то даж не знаю, будут ли еще помнить что композиция, вообще, существовала))
ух, сколько же ты понаписала, сейчас не могу читать, после прогулки и обеда, голова не варит, вечером почитаю.....
Ну и как чтиво?)
У меня такое есть :))) старое))
Здесь свет добавляет оранжевому прозрачности)) Варьируются оттенки))
а что не так с цветом? ))
На что-то намекаешь?))Оранжевый оранжевому - рознь!! Мне фон симпатичен, разбавляющий изобилие))
нет))) просто Фото написали грузить и разберем, что не так))
Чую, над фокусом, наверное, в те времена работал да над фокусным расстоянием)) Оптикой научился размывать))
бррр ничего не понял))
Загрузил, Леш)) Даже не знаю, что сказать)) Разве что про центральную композицию))
а что центральная композиция плохо?))
Веточка с ней призвана здесь бороться)) А вот ты знаешь, поднапридумывала еще...Цвет "в фокусе" и цвет "размытый" очень даже и не ругаются)) Меня сами пятна увлекают)) Кадрируй, абстракцию обретешь))
У крупного плана немного другие законы) Поверхность со своими цветом и фактурой находится во всем кадре и есть некоторая область размазанного сп и зп плана)) ну с этим здесь все ок) На улице судя по всему пасмурно, а это значит, что нет открытого синего неба над головой, а значит свет приобретает серость, а это в живописи не очень интересно, нам подавай солнце, синее небо и льющийся свет, рисующую светотень и что-нибудь еще (для приятности душевной) Поэтому, я например, повяжу на шею палантин интересненького цвета и если захочу снять крупный план, то размещу его на зп))
Пейзажи подавай, еще и со светом понимаешь))) А если цель показать осеннюю хандру и серость. Да пасмурно действительно. Неужеле в пасмурную погоду не стоит снимать совсем? :-))
ну мало ли какая была цель, вопрос в том, была ли она достигнута))
конечно стоит снимать в любую погоду, просто цели надо ставить более реальные (мне кажется) ну и всегда настроение можно поменять в редакторе) а что бы его менять в цвете, знание законов цвета в пространстве еще более необходимо)
Катя! Спасибо за лекцию! Уфф, прочитала (вытираю пот со лба)... Мне было интересно, несмотря на физическую составляющую (совсем было плохо с физикой в школе) - некоего прозрения я добилась вникая в каждое слово, и еще, интересно теперь будет наблюдать про изменения цвета в определенных условиях в окружающей среде... А ночью мне теперь приснятся радужные круги...и я надеюсь обрести с ними гармонию в пространстве и во времени))) Вообщем, спасибо огромное!!! вот это понравилось очень - "Наиболее точно отображают эстетическую проблему гармонии (в целом/вообще) Леонардо да Винчи:
«гармоническая пропорция — как если бы много различных голосов соединились вместе в одно и то же время и в результате этого получилась бы такая гармоническая пропорция, которая настолько удовлетворяет чувство слуха, что слушатели столбенеют, чуть живы от восхищения». (понять и представить несложно, но создать невозможно (или очень близко к невозможному(с))"
Спасибо, Танюшка)) Физика между тем очень интересный предмет.. но учителя умеют отбить от нее охоту, не знаю с чем это связано.. но если в итоге классный преподаватель химии и математики мне все -таки попался, то по физике неа.. где бы ни училась, не повезло... ни разу, ваще(
согласна полностью - отбивают охоту преподаванием предмета, уже давно заметила, как хороший учитель в школе во многом предопределяет твою профессию в дальнейшей жизни... Физику нам преподавал студент МФТИ, он сам ее знал - но молча писал решение задач на доске, не утруждая себя объяснениями... Химия и математика были понятны и преподаватели влюбили в меня эти предметы, что и послужило толчком для поступления в Менделеевский... Но и там с физикой прошло все на чистом везении в моем случае.... Так что - ОЧЕНЬ многое зависит - как преподаватель тебе донесет информацию. Таков и результат будет. Сейчас похожая история проходит у меня со старшей дочкой... Убили понимание математики, но сильный учитель русского языка - предопределил ее поступление в ВУЗ...
да, предопределяет)) В самой школе у меня был только 1 хороший учитель, все остальные не умели ни заинтересовать ни объяснить, но потом мне очень везло со всеми преподавателями, а с некоторыми ваще крупно и очень крупно.. кроме физики, пожалуй.. и иностранных языков)
Спасибо большое, Катерина! Очень много интересной информации о цвете.
С физикой совсем не дружу, поэтому какие-то моменты уложились в голове, а к каким-то надо будет вернуться (и не один раз).
Для меня очень полезная и понятная информация о законах воздушной и цветовой перспективы.
Не очень пока усвоились понятия о сочетании разных цветов.
И очень полезен, НМВ, разбор на конкретных примерах.
То, что Вы показали на фотографии Владимира, уже намотала на ус и приняла к сведению))
На примере фотографии Владимира есть еще очень хороший пример.. Светлана попала в суть контраста, рождающего новое ощущение: Светлана указала на "яркость", в то время как ее там совсем немного, но.. контраст темного (и черного) с насыщенными листьями дал новое психологическое ощущение яркости)
Спасибо)
Вот-вот)))) Только на свежую голову до Светланы той дошло, что повелась сама я на впечатление (как Владимир при съемке))), аж подменив термин "насышенность" на "яркость")))))) Контраст же, действительно, срабатывает на гиперболизацию)) До вечера!
да и у меня точно такое же ощущение яркости) и это не совсем подмена, это "яркость" и есть, просто из области психологического воздействия))
Значит, синеву в тенях убирать неправильно? Часто замечаю, что при обработке её желтят или делают совсем нейтральной (cерой). Теперь будем знать!
А ещё, можно немного развернуть мысль про цветовое несоответствие неба и земли? Пытаюсь понять, как это выглядит на практике, но пока не выходит(... Тем более на подходе как раз пейзажные конкурсы, может кто-то сможет заметить и подтянуть какие-то недочёты. Только лучше вариант попроще, с более привычным горизонтом (без линейной перспективы).
P.S. И вообще, думаю главное - после любых полученых знаний - это не испугаться и преодолеть то, что называют "страхом чистого листа (холста)".
P.S. №2 Спасибо за блог, будем ждать продолжения!
Примеров полно с небом несоответствующем земле, как в наших конкурсах, так и, вообще, в инете
Спасибо, Катя. Про ошибку выборочной "подкрутки" это я поняла. Мне показалось, что в том абзаце речь шла про немного другое несоответствие, которое возникает из-за невозможности камеры адекватно передавать цвета, а не в процессе обработки в редакторе. В конкурсе "яркое впечатление" было одно фото цветовую дисгармонию которого я не поняла. Точнее поняла, но как исправлять такое, если камера так запечатлела, до меня не дошло( Оно не моё, завтра поищу и может смогу понятно сформулировать вопрос. Сегодня спала только 2 часа, а я не Томас Эдисон, который мог сутками бодрствовать и чувствовать себя огурцом((
Многие могут чувствовать себя огурцом не спавши сутками) это какая-то (наверное) генетическая особенность)) и развитая в процессе собственной жизни)
я имела в виду обработку, как бы плохо камера не передавала глубину цвета, она скорее усредняет цвет, а не разбивает его по разные стороны "радуги")) хотя не исключаю что такое возможно
̲ ̲П̲Р̲О̲С̲Т̲Р̲А̲Н̲С̲Т̲В̲Е̲Н̲Н̲Ы̲Й̲ ̲Ц̲В̲Е̲Т̲ характеризует воспринимаемые нами предметно-пространственные ситуации, при которых нет четко выраженных материальных плоскостей, поэтому фактура ему не присуща (небо, туман, облака, океан и т.п.). Этот цвет наиболее трудно поддается обработке, переводу его в живописный, гармоничный тон, например, цветовое состояние неба часто у авторов не совпадает с цветовым состоянием земли или туман склонен автору навязать состояние монотонности и т.п.)
поясню: тут как раз об усреднении цвета, камера не различает часто подсветку, нюансы, оттенки и полутона и "рисует" все одним тоном (хоть цветовым хоть светлотным, хоть обеими, объединяя их в "кашу").. но автор помнит что было не так, помнит, что он был восторжен и начинает пытаться свой восторг нарисовать в редакторе и, в принципе, правильно делает, что хочет изменить результат от камеры, просто делает это неправильно)
Да, пока не забыла: про ошибку выбора фона мне кажется можно вообще отдельную заметку написать...
да я авторам часто пишу, но не доходит(
смысла нет) а так, кто услышал, уже услышал))
Прочла весь блог на два раза, думаю, что и этого мало будет. Буду возвращаться ещё и ещё к этому материалу. Спасибо, Катерина, за твой труд. Сказать, что всё поняла и всё восприняла, значит слукавить. Вопросов много, и, наверное прежде всего к самой себе. Но ответы не всегда находятся. Для меня самой трудной частью пожалуй, на сей момент, остается вопрос пространственного цвета. Хочу рискнуть и привести в пример два кадра, один из которых исходник, а второй откорректированный. В прошлое лета на Байкале были сильнейшие лесные пожары. Снимки делала с воды, с катамарана. В это трудно поверить, но цвет воздуха был подобен цвету чая с молоком. Снимок не отредактированный как раз наиболее достоверно передает этот цвет. Но зритель глядя на него говорит, - не верю, так не бывает. Второй кадр с более мягким пространственным цветом кажется более достоверным. Но я то знаю, что это не так. В результате мне не удается донести до зрителя настоящую атмосферу тех пожаров. Для меня - это тревожный пейзаж. Готовясь к конкурсу, вспомнила эти пожары. Но я не решусь выложить этот снимок в конкурс, потому что знаю заведомо - не поверят, и тревожности не почувствуют.
Вопрос в следующем. Как можно, не исказив пространственного цвета, донести до зрителя его достоверность?
оригинал справа, насколько я понимаю?
думаю, что.. таким планом не передать, тут (наверное) нужен панорамный обзор. Да, ощущение, что просто туман, не более и тот что слева, мне кажется более приятным)) ну и.. на ближней скале хорошо просматриваются детали, но нарисованы одним цветом, что смущает меня, как зрителя, но абсолютно не возмущают, ибо отражение полностью подтверждает правдивость)
в целом очень хорошая воздушная перспектива, и состояние автора вполне передает, не пожаров, а именно ваше.. хотя не тревоги а удивления скорее))
Да, оригинал справа. И, да - именно ощущение тумана, а не дыма от пожара. Хорошо прорисовывается тональная перспектива, и от картинки слева больше ощущается не тревога, а я бы сказала, загадочности и умиротворения в какой то степени. Насчет удивления не знаю даже. Вот ещё снимок (оригинал), сделанный в это же время, но на берегу. Видно, что солнце в дыму (пожары были близко), и опять этот неправдоподобный цвет. Я в реальности и сама не верила глазам своим.
"Я в реальности и сама не верила глазам своим" - то самое, наверное, удивление))
снимок не оставляет никаких чувств фальши, но снова просится панорамный обзор, а говоря "панорамный обзор" я не имею в виду, узкая полоска суши.. хочется одинаково добавить пространство по бокам и сверху (или снизу), то есть получается 2 кадра (по одному слева и справа) и 3 кадра либо сверху либо снизу). Не удалось передать скорее всего из-за недостатка информации в кадре, (кроме случая когда в кадре есть сам пожар), возможно требуется некая контрастная деталь, что бы зрителя навести на мысль)
Да, возможно, что панорамный обзор более достоверно передал бы информацию.
хотя сейчас смотрю, вроде есть ощущение, что это вовсе не туман) вспомнила московское лето 2009 (вроде) или 2010, когда все было в дыму, меня не было в Москве в это время, но потом появилась куча фотографий людей в масках.. вот оно прямое ив лоб указание на дым)) но уверена, что существует еще немало "знаков" пожара
Ааааааа, теперь дочитала до этого места!)
)))))))) но да, цвет другой, но в том и беда, что иной раз так накручивают и т.д. что не понять где и что, и то что тут Раде не поверили, так это скорее всего по причине уже просто неверия... ни во что)
Рада, такое же было у нас летом 2010, эти фото в моем архиве можно узнать, даже не заглядывая в сведения о дате... И я их не трогаю и не использую, ибо непонятно, если не объяснять, а переделывать цвет не хочется. Но туман этот совершенно особый, другой! И большая разница с дымкой в горах, совершенно цвет другой, даже если и дым в ущелье...
Да Лена, я помню 2010, горели торфяники.
я решилась только в пикториализме выложить пейзаж с Ольхона с Шаманкой, цвет родной как нереальный воспринимается. Я этот снимок не редактировала.
Это 15 год. Я его еще где-то показывала, там народ начал изголяться исправлять цвет, не поверили.
Вот именно, что не поверят... Я и сама не узнавала знакомые места... Вот снимок, когда мы подходили к бухте Хакусы, в воздухе летают обгоревшие листья, очертания берега едва просматриваются
Периодически Байкал выбрасывал на берег гарь, образовывая траурную ленту на песке
Не понимаю почему не верят.. нет ни одной фальшивой детали, ни одного фальшивого сочетания
Нереальным цвет не может быть)) все цвета реальны.. нереальным может быть сочетание, здесь оно реальное тоже. А что это "так и былО" или мастерство автора и его умение привести пространство к цельному и достоверному через верную комбинацию цветовых пятен, зрителя волновать не должно.. тем более "исправлять"
Мне показалось, Катя, что из недавних конкурсов работа Галины "Сентябрь. Закрытие сезона" вполне могла бы послужить примером наличия и поверхностного (на тине достаточно различимо), и плоскостного (кресла утратили узнаваемость фактуры), и пространственного цвета, который на мой взгляд, имеет достаточно "Уравновешенный" характер. Можете подкорректировать мои наблюдения))
в принципе, да, если бы подкрутили цвет пп)) но так, не совсем, поверхностный цвет неглубокий совсем, а чистый, открытый и/или насыщенный, а если не такой, то хотя бы суррогат всего этого - грубый цвет.. чего в работе Галины совсем нет, но, за исходную точку отсчета тину да, можно принять)
Первое,что захотелось ляпнуть :"Вам бы книжки писать", но,вспомнив Дэна Маргулиса, передумал.))
бывает))
а я на тебя рассчитывала.. кое в чем.. ну ничего, подожду еще недельку... может кто оправдает мои надежды)
Интрига! ))
(Мне бы свои надежды оправдать,а уж чужие.....)
Интрига! Однозначно!!!!!))
ну свои.. свои тяжелее)
"Взрыва ромашек" ждете??!!! Абстракцию Вам подавай)) А мне по душе дядиВасина мультиэкспозиция))
нее)) взрывать не умею)) ну разве что мозг)
не скажу пока))
Тогда необъемной метафизики ожидаете, предположу)) Вот там акценты так уж акценты могут быть!! Или рифма??!! Супер было бы! Я бы с удовольствием поговорила о том, что можно было бы назвать ярким ее примером, а что только жалкими потугами!
нет, ничего такого)) жду, что мной написанное будут читать беспристрастно, через собственное мнение, через сомнения и выводы, через споры и собственное сопротивление, что бы в результате родилось понимание, основанное на собственном умозаключении)) это все, чего мне хотелось бы))
Да уж...Это точно к дяде Васе!!!!!!!! Без него не обойтись))
не, к дяде Васе это относится только по части вредности)))))))))) вредина он и Бука!) только не говорите никому, это военная тайна!)Тссс
Спасибо огромное! :) Кое- что и раньше встречала , но вот так подробно, столько теории и терминов - в одном месте - очень ценно. Потом еще не раз буду возвращаться, чтобы все как следует усвоить. С физикой все более- менее ясно, мне повезло - неплохо разбиралась в школе, да и на работе эксперименты со спектральным светом ставим постоянно. Часть, где про влияние перспективы на цвет, цветовую гармонию и композиционную функцию - вот это совсем новое. Это уже больше из живописи… если что-то и знала, то скорее интуитивно.. А так - ошибок очень было очень много при съемке цветных снимков.
Что касается практики - « Масса фотографий, опубликованных на основе доверия к своей камере, показывающих трехмерное пространство только посредством воздушной и линейной перспектив (а то и просто линейной), не используя цветовую (сохраняя локальный цвет на всех расстояниях) породило «привычность», а следовательно - «нормальность» - кажется, догадываюсь, откуда "ноги растут" у этого явления. Масса фотографов, снимающих природу, для съемок широко используют поляризационный фильтр. Вместе с полезными свойствами эта шутка способна кое – где напрочь уничтожить цветовую перспективу … а просмотр в большом количестве таких снимков, где цвет яркий, насыщенный от края до края - как раз создает иллюзию, что это нормально. И вот уже там, где полярик даже не ночевал - авторы вручную накручивают насыщенность и контраст… а в сети появляются уроки по фотошопу , в которых учат, как сделать такую "красивую картинку"....
Да там еще можно было бы писать и писать, но для перевода в чб это уже несущественно)))
да.. вот полярики я не пользовалась никогда, вообще, фильтрами никакими) а про уроки и вовсе умолчу.. на одну тему только ХДР сколько писано.. зачем? для чего? да и не только... печаль
"Разруха не в клозетах", как известно.. она в головах. Технологии не виноваты. А то модно стало последнее время во всем обвинять все подряд.. раньше - телевизор был злом... потом - гаджеты.. и т.д. ХДР вот еще. :) Для меня хдр тоже - признак дурного вкуса, но не сам по себе, просто способ обработки, на самом деле, достаточно сложный, а пользоваться умеет мало кто. "Зачем, для чего" - как раз понятно. Ни одно фото, где динамический диапазон превышает возможности камеры , невозможно сделать нормально без ХДР или его аналогов. То же самое с фильтрами - есть случаи, когда они необходимы. Это способы сделать фото близким к тому, как видят наши глаза, т.е. как можно естественней и реалистичней. Но когда технологии применяются без ума, все доверяется автоматике ( нажал кнопочку - и все, - шедевр) , опять же, без тех же знаний законов воздушной или цветовой перспективы, и особенно когда появляется желание приукрасить действительность , а чувство меры отказывает - вот тогда .. да... печаль...и жесть... во всех ее видах.
Я немного о другом. Не о техническом изобретении, как таковом, а о распространении в народе. Как раз о том, что техническое изобретение особенно такой сложности в народе выливается в ту самую "хохлому" и, что много авторов творящих эту "хохлому" делится своим опытом как сделать ее еще "хохломее")
Вот вопрос появился?
Цветовая перспектива - чем ближе, тем больше цветовой контраст. На самом дальнем плане цвета предметов все менее контрастны. И светлее? Из-за воздуха? Или может такое быть, что темнее? Из-за условий освещенности. Вот пример, заодно может разберете ошибки при редактировании.
ну вот пример фотографии из строк: "Масса фотографий, опубликованных на основе доверия к своей камере, показывающих трехмерное пространство только посредством воздушной и линейной перспектив (а то и просто линейной), не используя цветовую (сохраняя локальный цвет на всех расстояниях) породило «привычность», а следовательно - «нормальность»
Вот для меня такие фотографии невоспринимаемы.. я в них не вижу ни смысла, ни сюжета, ни красоты природы, воздуха нет совершенно.. я такие "пейзажи" отношу к разделу СА. Если вы придете туда еще раз (в любое время суток при любой погоде) встанете на это же место и прищурите глаза.. в точке схождения линий вы не обнаружите никакой черноты, даже если там будет глубочайшая тень..
Рассмотрим урны:
Изначально она имеет локальный серый цвет, тот в который ее покрасили, затем дальше она приобретает синий цвет ее локальный цвет+ цвет воздуха, далее она начинает менять светлоту.
Но вопрос тогда возникает, почему же чернота остается прежней (или усугубляется)? Мой возможный вариант ответа: Потому что камера не в состоянии передать резкость очертаний, который от нее требовался автором путем настроек, ибо предметы, отдаляясь, естественным образом (воздушная перспектива) теряют очертания и резкость. И камера пытается обозначить очертания посредством контраста (черного цвета)
Спасибо, Катерина! На примере все стало очевиднее и понятнее.
а верхняя ваша очень нравится.. и состояние передано.. правда не гари, а солнечности) и исправлять ничего не хочется) и место для сравнения есть.. для тех, кто не поверил ))
Спасибо, я то же тот снимок удачным считаю. Причем он сделан на старую цифровую мыльницу, а второй на зеркалку. это к вопросу а качестве. Не важно на какую камеру, важно, что хочешь показать, в смысле не какие предметы, а какую мысль, состояние или эмоцию. А потом долго-долго думаешь получилось передать или нет. Мне память момента мешает, когда я решаю что-то сфотографировать. Я то помню и воздух и свет, и состояние.
в принципе да, неважно чем, важно КАК (где "как" это не способ, каким был достигнут результат, а сам результат) при этом, если полагаться на чувства, то далеко не каждый результат от камеры удовлетворит автора, а если полагаться на камеру и свои чувства подгонять под выданный ею результат, то удовлетворит любой снимок и каждый из них, по мнению автора готов к публикации.. правда, сам автор в этом случае *почему-то* всегда не готов к критике)