"Дорогой товарищ! Я получил и ваши снимки, и приложенное к ним письмо, и не отвечал умышленно. Но раз вы настаиваете, я решаюсь сказать свое мнение совсем прямо; тем хуже, если моя прямота вас несколько заденет, вашу уверенность в блестящем владении фотографическим искусством.
Зачем вы посылаете мне вдвойне плохие фотографии - и по композиции, и по технике, - и зачем вы их сопровождаете любезной запиской, в которой говорите, что <это - простые любительские фото> и что вы их делали только для своего развлечения?
Конечно, каждый может иметь только смутные представления о фотографии, но существует немало книг, по которым можно получить без всякого труда минимум необходимых знаний, и, кроме того, журналы, посвященные фотографии, дадут вам все разъяснения, которые вы у них попросите.
Раз вы не остановились перед покупкой хорошего аппарата, раз вы обладаете отличным объективом, отчего вы не пожертвовали еще немного денег, чтобы купить хорошее руководство? Отчего, вместо того, чтобы слушать все <советы> друзей, таких же неопытных, как и вы, и последовательно пробовать всевозможные растворы и все пластинки, которые вам кто-нибудь похвалил, вы не выбрали себе какой-нибудь один сорт проявителя и одну марку пластинок и не остановились на них?
Конечно, экспериментальный метод имеет свои преимущества, но им следует пользоваться, руководствуясь логикой, а не минутным вдохновением. Но я еще больше готов вас упрекнуть за вашу пренебрежительность к фотографии, низводящую последнюю к какой-то <забаве>, и за ваше отношение к слову <любитель>.
<Любители>, подобные вам, унизили это слово и придали ему его теперешний дурной смысл, в котором понимается незанятый человек, с аппаратом под мышкой, снимающий без плана и мысли все, что ему подвернется, и угощающий друзей образцами плохой работы.
Любитель фотографии - это, собственно говоря, тот, кто любит фотографию за нее самое, вне всяких денежных расчетов, а не путаник, который щелкает направо и налево, купает пластинки в любой микстуре и, чорт его знает как, печатает результаты этих упражнений на любой бумаге.
Термин <любительское фото> должен был бы обозначать композиции, превосходно исполненные технически, настоящие произведения искусства, ибо любитель, движимый любовью к делу, а не нуждой, не заработками и не профессиональной необходимостью, не может оправдываться в плохой или посредственной работе ни одним извинением профессионала 1).
Если профессиональный фотограф, который должен существовать на работу своего объектива, старается ради экономии по возможности продлить свой проявитель, если он покупает более дешевые пластинки и старается автоматически делать свои бромистые отпечатки - это еще не беда. Он должен бороться с конкуренцией, у него большие расходы, и, что бы ни говорили, все увеличивающееся число <любителей> со всеми современными моделями фото-камер в руках отнимает у него немало клиентов: многие пришли бы к нему сняться, если бы не удовлетворились снимком, сделанным каким-нибудь другом, увлеченным фотографией.
По отношению к такому профессиональному фотографу я бы от всего сердца нашел прощение, если бы он мне принес снимки, подобные вашим, и сказал бы: <Это - просто фотографии профессионала>, так как он мог бы сослаться на тысячу разных вещей, которые для него являются оправданием, а для вас были бы только отягчением вины.
Профессионал сказал бы мне, что он вынужден работать при любом освещении, что он обязан иметь каждый раз удачу, что он не делает снимков для своего удовольствия, что ему приходится работать большими количествами, по возможности экономно и быстро, и что у него нет времени изменить свою манеру или попробовать новые способы, которые могли бы оттолкнуть его клиентов.
Следовательно, в деле создания большого искусства мы не должны рассчитывать на этого промышленника, и на долю любителя выпадает задача - вывести фотографию из области банального и принятого, в которой она рискует погрязнуть. Но для этого еще нужно, чтобы любитель согласился приобрести достаточные сведения в оптике и химии, чтобы не быть парализованным на первых же шагах, чтобы у него были некоторые эстетические познания, чтобы он не считал все свои снимки совершенством, не слушал бы критику завистливых или невежественных людей и не считал бы возможным оправдывать понятием <любительство> всяческое незнание и лень.
Дорогой товарищ, вы - не <любитель>, если вы <забавляетесь>, делая снимки. Но в тот день, когда вы мне пришлете снимок, с умением сделанный, хорошо отпечатанный на бумаге, на интересную тему, отлично выявляющий сюжет, с хорошим колоритом и гармоничной композицией, одним словом, создание значительное и безупречное, в этот день - это я вам обещаю - я отвечу тотчас же, и моими первыми словами будут: <Я, наконец, получил ваше любительское фото>."
как здорово (и правильно) вы перевернули два понятия с ног на голову! мир поменялся и даже без точки опоры, как требовалось одному ученому :)
увы, вынужден признать, что статья во многом в том числе и про меня :(
я как тут верно подмечено - именно забавляюсь, снимая как тот чукча (что вижу - о том пою). пытаюсь научится снимать немного лучше - именно в игровой форме познания (это так часто практикуют в младших классах). но до любителя с точки зрения автора данной статьи - пока не дорос :(
Профессионалу обязательно необходимо массовое признание. Он создаёт среднестатистического идола, которому рукоплещет толпа. Позиция профессионала: «Это мне не совсем нравится, но это нужно публике, на которую я работаю. Поэтому пусть будет так, как хочет публика». Популяризация неизбежно приводит к вульгаризации. Профессионал по мере необходимости с мудрецами мудр, с глупцами - глуп, с образованными не менее образован, а с неучами и невеждами он тоже неуч и невежда. Образно говоря, в профессиональной работе клиент не только заказывает музыку, но и сочиняет её. Исполнитель - автор выступает в роли соавтора массовой культуры. Ошибочно говорить: «Он творит»; правильнее сказать: «Его творят». В зависимости от того, как публика использует его фотографии, они приобретают или не приобретают символический смысл, становятся или не становятся «произведениями искусства».
Являясь продуктом массового подсознания, профессионал «работает навыком», производит только давно устоявшиеся архетипические образы. В каждом своём произведении он старается быть лучше других профессионалов, заимствуя у них стиль и методы работы. По словам Андрея Битова, профессионализм начинается тогда, когда ты должен создать не хуже, чем украл. Сравнивая себя с другими, он создаёт копии. А копии - это естественный символ посредственности.
Любителю сложнее; в каждую свою новую работу он стремится сделать совершенней своей же предыдущей работы. Любитель сегодня стремиться стать лучше себя вчерашнего, каждый день он борется с собственной бездарностью. Больше всего его волнует следующий снимок. И чем опытней, изощрённей становится он как художник, тем меньше ему нужны зрители и критики: бывает, что иная фотография слишком хороша, чтобы публиковать её. На суд общественности обычно выносится усреднённая фотография, подобная пирогу, который «как раз в меру». Если бы он был хуже, его бы есть не стали, а если бы он был лучше, его бы съел сам автор. Образно говоря, с точки зрения автора, лучшая публика для самой совершенной и самой сокровенной фотографии - это человек, которого он видит каждое утро в зеркале, пока бреется, а самое прекрасное в искусстве то, что не ищет огласки.
Тоже пытался перевести свое увлечение на профессиональные рельсы, но в какой-то момент понял, что смотреть на мир своими глазами гораздо приятнее, чем чужими....!
Это счастье, когда не только видишь, но и замечаешь,а при этом ещё и останавливаешь мгновение, как будто, кто то невидимый за твоей спиной управляет твоей головой, руками, ногами, душой. Как скоротечно всё в этом мире...........
У меня тоже такое бывало. А ещё бывает так: ходишь по одному маршруту где нибудь в глухомани весь день периодически через несколько недель в течение нескольких месяцев - снимаешь много, и места вроде бы красивые, а достойного снимка нет.
И вдруг прижодит красивая облачность или состояние погоды в определённое время суток и....понимаешь, что получилось то зачем ходил так долго и чего искал. А бывает, что в первый же свой выход по какой то местности получаешь такие интересные редкие снимки, от которых дух захватывает и у тебя и у людей, которые их потом видят. Но сам процесс всё таки намного интересней.......
Ну да.... у меня такое же... только бывая в разных местах без фотоаппарата ловлю себя на мысли, а как это будет выглядеть при таком освещении, если будут облака.... а если на это взглянуть с другого места и т.д..... а потом ловишь погоду или время и бежишь с фотоаппаратом в это место... ради одного снимка...один момент ловил целый год... но все-таки сделал снимок.....))))
Как правильно вы всё написали, Олег и Алексей! У меня есть одна фотография, сделанная из окна квартиры. Я живу на последнем 9 этаже, и вид окрестности(впереди очень далеко нет таких довов, мой крайний в микрорайоне) открывается красивый. Прошлой зимой было снежно и морозно. Однажды вечером я выглянула в окно в сумерках и застыла - только два цвета было в мире - голубой фон и розовая вертикальная полоска прямо на фоне которой видна телебашня. И дымок от печной трубы ввысь чуть ниже. Схватила фотоаппарат и успела пару кадров сделать. Цвета неуловимо изменились и всё...Может быть, когда-нибудь эта фотография дождётся своего конкурса.
"Дорогой товарищ! Я получил и ваши снимки, и приложенное к ним письмо, и не отвечал умышленно. Но раз вы настаиваете, я решаюсь сказать свое мнение совсем прямо; тем хуже, если моя прямота вас несколько заденет, вашу уверенность в блестящем владении фотографическим искусством.
Зачем вы посылаете мне вдвойне плохие фотографии - и по композиции, и по технике, - и зачем вы их сопровождаете любезной запиской, в которой говорите, что <это - простые любительские фото> и что вы их делали только для своего развлечения?
Конечно, каждый может иметь только смутные представления о фотографии, но существует немало книг, по которым можно получить без всякого труда минимум необходимых знаний, и, кроме того, журналы, посвященные фотографии, дадут вам все разъяснения, которые вы у них попросите.
Раз вы не остановились перед покупкой хорошего аппарата, раз вы обладаете отличным объективом, отчего вы не пожертвовали еще немного денег, чтобы купить хорошее руководство? Отчего, вместо того, чтобы слушать все <советы> друзей, таких же неопытных, как и вы, и последовательно пробовать всевозможные растворы и все пластинки, которые вам кто-нибудь похвалил, вы не выбрали себе какой-нибудь один сорт проявителя и одну марку пластинок и не остановились на них?
Конечно, экспериментальный метод имеет свои преимущества, но им следует пользоваться, руководствуясь логикой, а не минутным вдохновением. Но я еще больше готов вас упрекнуть за вашу пренебрежительность к фотографии, низводящую последнюю к какой-то <забаве>, и за ваше отношение к слову <любитель>.
<Любители>, подобные вам, унизили это слово и придали ему его теперешний дурной смысл, в котором понимается незанятый человек, с аппаратом под мышкой, снимающий без плана и мысли все, что ему подвернется, и угощающий друзей образцами плохой работы.
Любитель фотографии - это, собственно говоря, тот, кто любит фотографию за нее самое, вне всяких денежных расчетов, а не путаник, который щелкает направо и налево, купает пластинки в любой микстуре и, чорт его знает как, печатает результаты этих упражнений на любой бумаге.
Термин <любительское фото> должен был бы обозначать композиции, превосходно исполненные технически, настоящие произведения искусства, ибо любитель, движимый любовью к делу, а не нуждой, не заработками и не профессиональной необходимостью, не может оправдываться в плохой или посредственной работе ни одним извинением профессионала 1).
Если профессиональный фотограф, который должен существовать на работу своего объектива, старается ради экономии по возможности продлить свой проявитель, если он покупает более дешевые пластинки и старается автоматически делать свои бромистые отпечатки - это еще не беда. Он должен бороться с конкуренцией, у него большие расходы, и, что бы ни говорили, все увеличивающееся число <любителей> со всеми современными моделями фото-камер в руках отнимает у него немало клиентов: многие пришли бы к нему сняться, если бы не удовлетворились снимком, сделанным каким-нибудь другом, увлеченным фотографией.
По отношению к такому профессиональному фотографу я бы от всего сердца нашел прощение, если бы он мне принес снимки, подобные вашим, и сказал бы: <Это - просто фотографии профессионала>, так как он мог бы сослаться на тысячу разных вещей, которые для него являются оправданием, а для вас были бы только отягчением вины.
Профессионал сказал бы мне, что он вынужден работать при любом освещении, что он обязан иметь каждый раз удачу, что он не делает снимков для своего удовольствия, что ему приходится работать большими количествами, по возможности экономно и быстро, и что у него нет времени изменить свою манеру или попробовать новые способы, которые могли бы оттолкнуть его клиентов.
Следовательно, в деле создания большого искусства мы не должны рассчитывать на этого промышленника, и на долю любителя выпадает задача - вывести фотографию из области банального и принятого, в которой она рискует погрязнуть. Но для этого еще нужно, чтобы любитель согласился приобрести достаточные сведения в оптике и химии, чтобы не быть парализованным на первых же шагах, чтобы у него были некоторые эстетические познания, чтобы он не считал все свои снимки совершенством, не слушал бы критику завистливых или невежественных людей и не считал бы возможным оправдывать понятием <любительство> всяческое незнание и лень.
Дорогой товарищ, вы - не <любитель>, если вы <забавляетесь>, делая снимки. Но в тот день, когда вы мне пришлете снимок, с умением сделанный, хорошо отпечатанный на бумаге, на интересную тему, отлично выявляющий сюжет, с хорошим колоритом и гармоничной композицией, одним словом, создание значительное и безупречное, в этот день - это я вам обещаю - я отвечу тотчас же, и моими первыми словами будут: <Я, наконец, получил ваше любительское фото>."
85 лет статье, а как в тему!
Спасибо, хорошая статья. Все так же актуальна.
как здорово (и правильно) вы перевернули два понятия с ног на голову! мир поменялся и даже без точки опоры, как требовалось одному ученому :)
увы, вынужден признать, что статья во многом в том числе и про меня :(
я как тут верно подмечено - именно забавляюсь, снимая как тот чукча (что вижу - о том пою). пытаюсь научится снимать немного лучше - именно в игровой форме познания (это так часто практикуют в младших классах). но до любителя с точки зрения автора данной статьи - пока не дорос :(
Профессионалу обязательно необходимо массовое признание. Он создаёт среднестатистического идола, которому рукоплещет толпа. Позиция профессионала: «Это мне не совсем нравится, но это нужно публике, на которую я работаю. Поэтому пусть будет так, как хочет публика». Популяризация неизбежно приводит к вульгаризации. Профессионал по мере необходимости с мудрецами мудр, с глупцами - глуп, с образованными не менее образован, а с неучами и невеждами он тоже неуч и невежда. Образно говоря, в профессиональной работе клиент не только заказывает музыку, но и сочиняет её. Исполнитель - автор выступает в роли соавтора массовой культуры. Ошибочно говорить: «Он творит»; правильнее сказать: «Его творят». В зависимости от того, как публика использует его фотографии, они приобретают или не приобретают символический смысл, становятся или не становятся «произведениями искусства».
Являясь продуктом массового подсознания, профессионал «работает навыком», производит только давно устоявшиеся архетипические образы. В каждом своём произведении он старается быть лучше других профессионалов, заимствуя у них стиль и методы работы. По словам Андрея Битова, профессионализм начинается тогда, когда ты должен создать не хуже, чем украл. Сравнивая себя с другими, он создаёт копии. А копии - это естественный символ посредственности.
Любителю сложнее; в каждую свою новую работу он стремится сделать совершенней своей же предыдущей работы. Любитель сегодня стремиться стать лучше себя вчерашнего, каждый день он борется с собственной бездарностью. Больше всего его волнует следующий снимок. И чем опытней, изощрённей становится он как художник, тем меньше ему нужны зрители и критики: бывает, что иная фотография слишком хороша, чтобы публиковать её. На суд общественности обычно выносится усреднённая фотография, подобная пирогу, который «как раз в меру». Если бы он был хуже, его бы есть не стали, а если бы он был лучше, его бы съел сам автор. Образно говоря, с точки зрения автора, лучшая публика для самой совершенной и самой сокровенной фотографии - это человек, которого он видит каждое утро в зеркале, пока бреется, а самое прекрасное в искусстве то, что не ищет огласки.
media-shoot.ru/publ/30-1-0-339
Здорово! спасибо, прекрасная статья!
Спасибо, Олег, за статью. Всё как в жизни: побыл лет 15 так называемым профессионалом, а любителем пытаешся стать всю свою оставшуюся жизнь....!
Тоже пытался перевести свое увлечение на профессиональные рельсы, но в какой-то момент понял, что смотреть на мир своими глазами гораздо приятнее, чем чужими....!
Это счастье, когда не только видишь, но и замечаешь,а при этом ещё и останавливаешь мгновение, как будто, кто то невидимый за твоей спиной управляет твоей головой, руками, ногами, душой. Как скоротечно всё в этом мире...........
есть такое.... пошел в лес за грибами, взял фотоаппарат....пришел домой с кучей снимков, но без грибов....))))))
У меня тоже такое бывало. А ещё бывает так: ходишь по одному маршруту где нибудь в глухомани весь день периодически через несколько недель в течение нескольких месяцев - снимаешь много, и места вроде бы красивые, а достойного снимка нет.
И вдруг прижодит красивая облачность или состояние погоды в определённое время суток и....понимаешь, что получилось то зачем ходил так долго и чего искал. А бывает, что в первый же свой выход по какой то местности получаешь такие интересные редкие снимки, от которых дух захватывает и у тебя и у людей, которые их потом видят. Но сам процесс всё таки намного интересней.......
Ну да.... у меня такое же... только бывая в разных местах без фотоаппарата ловлю себя на мысли, а как это будет выглядеть при таком освещении, если будут облака.... а если на это взглянуть с другого места и т.д..... а потом ловишь погоду или время и бежишь с фотоаппаратом в это место... ради одного снимка...один момент ловил целый год... но все-таки сделал снимок.....))))
Счастливый человек!!!!!!!Как здорово, что я не один такой больной.........
Да помоему таких больных здесь на сайте хватает...))))
Что есть, то есть! Спасибо администрации за сайт.....!
Как правильно вы всё написали, Олег и Алексей! У меня есть одна фотография, сделанная из окна квартиры. Я живу на последнем 9 этаже, и вид окрестности(впереди очень далеко нет таких довов, мой крайний в микрорайоне) открывается красивый. Прошлой зимой было снежно и морозно. Однажды вечером я выглянула в окно в сумерках и застыла - только два цвета было в мире - голубой фон и розовая вертикальная полоска прямо на фоне которой видна телебашня. И дымок от печной трубы ввысь чуть ниже. Схватила фотоаппарат и успела пару кадров сделать. Цвета неуловимо изменились и всё...Может быть, когда-нибудь эта фотография дождётся своего конкурса.
у меня тоже фотоаппарат всегда под рукой... вот такой рассвет заснял в полусонном состоянии
Красиво получилось с цветочками на занавесках))
Здорово! Ночью не только стихи пишутся........!