El_G (Tapa) 29 окт. 2015 г., 16:59:21
Предлагаю вашему вниманию давно обещанный блог.
Всё нижеизложенное ни в коем случае не является догмой. Это мои мысли, навеянные множеством рассмотренных за пять лет фотонатюрмортов на различных сайтах, в том числе и на нашем)). Множеством изученных статей, ссылки на которые я приведу в конце. Личным опытом, в конце концов.
Если первая фотография Н. Ньепса была пейзажем, то автором первого натюрморта можно назвать Л. Дагерра. Художник снял на дагерротипную пластинку уголок мастерской, где расположены гипсовые слепки, оплетенная бутыль, висит небольшая картина в богато украшенной раме. Дагерр не затруднил себя необходимостью как-то по-особому расположить предметы в кадре, не подумал о композиции: ему важнее было получить изображение, на котором ясно прочитывались бы все фиксируемые камерой предметы.
На становление и развитие фотонатюрморта повлиял один серьёзный факт - в отличие от человека и живой природы, неживая природа (предмет натюрморта) весьма соответствовала возможностям светописи первых десятилетий. Недостаточная чувствительность фотоматериалов и основанная на этом большая продолжительность выдержек при съемке лимитировали фотографов в творчестве, ставили перед ними разного рода ограничения. Известно, например, что при портретировании для облегчения длительного позирования применялись специальные головодержатели. А при съемках природы долгое время нельзя было передать светотональную фактуру листвы и, тем более, охватить отдельное короткое ее состояние. В этих условиях жанр натюрморта оказался в наиболее выгодном положении. Тут все зависело от самого фотографа: предметы неживой природы терпеливо «позировали» камере столь долго, сколько это было нужно.
Композицию никто не мешал выстраивать в мельчайших деталях, пробуя попеременно те или иные варианты. Да и в выборе самих предметов, и в сюжете, и построении света фотограф был достаточно свободен. Поэтому, наверное, история натюрморта стоит особняком от истории других фотографических жанров: здесь эволюция происходила медленнее, она была в меньшей степени связана с развитием техники и художественных поветрий.
Достаточно сравнить некоторые современные натюрморты с аналогичными произведениями, сделанными сто лет тому назад, чтобы убедиться, как немного перемен произошло в этом жанре. Домашняя утварь, посуда, цветы, фрукты-овоши – это то, что в основном снимают натюрморщики.
Перед вами цветной фотонатюрморт, снятый в 1915 году. Как видите, он практически ничем не отличается от современных))
И здесь я хочу отметить, что натюрморт отличается от рекламных снимков и фуд-фото. Эти жанры, хотя и близко стоят к натюрморту, но имеют различные цели, и технически снимаются по-другому. Предметка показывает готовую продукцию в наивыгоднейшем виде, побуждая людей покупать, попробовать, приготовить и т.д., воздействуя на центры удовольствия в мозге.
Художественный фотонатюрморт даёт человеку возможность получить эстетическое удовольствие от созерцания картинки. Это не просто комбинация предметов, это условное пространство, странная смесь, рождённая сознанием и подсознанием, некими обрывками воспоминаний, снов, ассоциаций, чего-то мимолётно увиденного когда-то и вполне материальных вещей.
Без вот этой изначальной странности и некоторой нелогичности натюрморт – всего лишь набор реквизита.
Натюрморт нельзя придумать заранее. Можно, уловив изначальную идею, подобрать заранее предметы, но не факт, что эта идея в процессе постановки не изменится кардинально.
Натюрморт – это обычно какая-то история, которую автор пытается донести до зрителя. Но истории может и не быть. Потому что натюрморт, состоящий из одного предмета – есть осмысление вещи. Вещи, которая этого стоит, которая сама по себе история.
Сочетание двух вещей – это не всегда может быть история, но уже сюжет. Ситуация, двусмысленность, конфликт.
Чаще всего история начинается с трёх предметов.
И начнём мы наши истории с самого распространённого сюжета в этом жанре – цветочки-ягодки, букеты-конфеты))
Здесь снимают в основном цветы, фрукты, ягоды, другие продукты. Но не всё так просто)). Потому что и здесь есть сюжет, история, всё те же воспоминания, обрывки снов и мимолётностей. Здесь большую роль играют композиционное построение кадра и свет, о чём мы поговорим чуть позже. Вспомните знаменитые натюрморты малых голландцев, у них целый перечень направлений в сюжете , один из самых популярных -завтрак, изображающий накрытый стол с яствами и посудой. «Живописный» беспорядок в расположении вещей и атмосфера уютного жилого интерьера, достигнутого передачей световоздушной среды, хранят следы присутствия человека. В этом ряду можно отметить пышный и нарядный цветочный натюрморт с экзотическими фруктами, привезёнными из далёких заморских стран, натюрморты с рыбой и другими дарами моря, кухонный натюрморт, который местами сплетаются с интерьером, где есть развешанные по стенам связки лука-чеснока, полки с заготовками, охотничьи трофеи и т.д.
Иногда бывает, что в натюрмортах заложен глубокий аллегорический, то есть иносказательный смысл. Вершиной аллегорического натюрморта стал ванитас ( с латыни – суета, тщетность). Изображаемые предметы имеют определённое значение, заложенное в них культурной традицией, часто это скрытые от тогдашней официальной церкви эзотерические и алхимические символы. Это некая тайнопись для посвящённых, которую обыватели не могут понять и прочесть. Конечно, сейчас мы не используем эту символику в тех значениях, но тем не менее, об этом нужно иной раз вспоминать.
Череп — напоминание о неизбежности смерти.
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) - символ угасания, ухода человеческой жизни.
Ещё один сюжетный натюрморт – это рассказ о человеке с помощью его вещей
Здесь огромную роль играет подбор предметов. Они должны быть аутентичны, именно из той самой эпохи, те самые старые вещи, у каждой из которых есть своя история, а всё вместе - это история жизни. Лёгкие платки, шарфики, косынки с нежным цветочным или абстрактным узором неярких пастельных тонов, которые либо оттеняют, либо повторяют один из основных цветов в натюрморте, шляпы, особенно соломенные – создают особую атмосферу лета, неги, лёгкости, вместе с тем создавая присутствие в кадре женщины, а одно это уже целая история)). Всё это дает ясное представление о формально отсутствующем герое, его возрасте, жизни, судьбе.
Отдельной строкой покажу несколько фотонатюрмортов Александра Сенникова.
Смысловое наполнение в натюрморте может передаваться с помощью принципа антропоморфизма – т.е. есть наделение человеческими качествами предметов. И тут в первых рядах Влад Артазов со своими гвоздями, Виктория Иванова с широко известными сериями про груши и прищепки. То, что делает Вика, в своём роде уникальное явление, креативность её мышления не знает границ. Особенно отмечу отличное чувство света и виртуозное владение световой кистью. При этом она относится с изрядной долей юмора к изобретённому ею жанру «Натюржива», как она это называет. И действительно – назвать её произведения натюрмортом в чистом виде не совсем корректно, да и загружает она их то в раздел Ч\Б фото, то в раздел Юмор.
А можно и так))
В любом случае – чтобы вы не снимали, предметы подбирать нужно очень тщательно и внимательно. Нельзя поставить вместе скрипку, старинный медный чайник и пучок редиски. Сколько бы прекрасного света, воздуха и объёма не было в таком кадре, как технически безупречно не был бы выполнен снимок – ничего, кроме недоумения это сочетание не вызовет .
Цвет и его оттенки, фактуры, стиль и эпоха – всё должно сочетаться между собой, быть в гармонии или в конфликте – это зависит от вашего замысла. Прислушивайтесь к предметам, отойдите на несколько шагов, смотрите с разных сторон, делайте пробные кадры, снова смотрите. Не бойтесь убирать из сюжета то, что вас смущает, то, чему не можете найти места. Задумайтесь – вы снимаете фрукты на столе или фрукты на столе на даче? Ответ на этот простой вопрос поможет вам выбрать нужные вещи для вашего сюжета.
В жизни иногда бывают неожиданные по смыслу и значению совпадения, интересные только самим этим фактом, но настоящий натюрморт всегда рукотворен.
Любое изображение, а к натюрморту это относится в первую очередь, подчиняется правилам, которые позволяют сделать его привлекательным. И все мы эти правила хорошо знаем – золотое сечение, принцип третей, пересечение линий, смысловой центр, диагонали - восходящая слева-снизу вправо-вверх , которая передаёт динамику, и нисходящая слева-сверху вправо-вниз, передающая спокойствие, Z-образная линия и т.д. Однако знание правил не будет гарантией создания истинного натюрморта, если вы не обладаете внутренним чувством гармонии, ритма, ощущением пространства и света.
Объекты располагаем в понятном глазу порядке. Не стремитесь расположить их многоугольником, глаз увидит окружность, потому что наше зрение ищет простые фигуры – прямая, близкий к квадрату прямоугольник, близкая к эллипсу окружность, близкий к правильному треугольник – это основные фигуры, которые к тому же придают спокойствие и надёжность вашей композиции. Учитывайте выпуклость и вогнутость – глаз воспринимает выпуклость, как движение на себя. Чередование предметов через один – большой-маленький, низкий-высокий, ритм, внутренние связи между предметами в кадре – по цвету, по форме, по смыслу – об этом не забываем при построении композиции.
Лучше, когда предметов нечётное количество – три или пять. Не перегружайте картинку большим количеством предметов, особенно на первых порах. Простота композиции отнюдь не говорит о примитивности её смысла или эмоций, которые она вызывает. Предметы следует разворачивать друг к другу совместимыми, а не конфликтующими сторонами. Предметы совместимы, если их можно вместе обвести одной гладкой линией, без углов.
Имеет значение ориентация предметов в пространстве. Например, стакан стоящий и лежащий на боку или перевёрнутый несут иную эмоциональную окраску, их активные линии меняют направление. Обязательно экспериментируйте сами, проверяя всё это.
Композиция не должна быть симметричной. Внутри любой симметрии создайте маленький хаос – для этого отлично подойдут крошки, лепестки цветов, драпировки тканей, капли жидкости на поверхности – такие мелочи, которые с одной стороны помогут уравновесить стройность и аккуратность композиции небольшим беспорядком, а также добавят жизни в сюжет.
Никогда не отрывайте фон от предметной группы.
Светлое на светлом или тёмное на тёмном – излучают спокойствие. При этом тёмный объект воспринимается тяжелее светлого, поэтому будет уместно расположить тёмные предметы ниже, или хотя бы притемнить низ изображения, поверхность, на которой у нас расположена композиция, условный стол. Я даже текстуры стараюсь при обработке вытягивать за рамку кадра, чтобы не было придавленности от тёмного сверху.
Несколько слов о съёмке стекла. Стекло для съёмки должно быть очень чистым. Оно кажется лёгким, поэтому его можно уравновесить опрокинутой рюмкой или каплями на столе. Отражения, преломления, блики от стекла на других предметах или поверхностях являются элементами композиции, которые обязательно нужно учитывать при построении кадра, которые иногда играют очень важную роль в сюжете, придают смысл или даже полностью меняют этот смысл.
То же самое можно сказать и о свете. Вещам в натюрморте свойственно проявлять свет из темноты, из хаоса первобытного мироздания. Свет преображает вещи, он рисует эти вещи и придаёт им значение. Тень окутывает вещи темнотой и тайной. Тень в натюрморте – это его атмосфера. Свет, световые пятна, тени, тёмные и светлые участки на фотографии – это тоже элементы композиции, равноправная часть натюрморта.
Самый родной и простой свет для натюрморта – естественный свет из окна. Он мягкий и спокойный. Играть с этим светом можно бесконечно. Можно использовать коробки и куски картона или пластика, банки, бутылки, любые предметы для того, чтобы изменять направление света, что-то выделяя, что-то укутывая тенью. Можно снимать в контровом свете, можно снимать сверху вниз – как угодно, но добивайтесь появления свето-теневого рисунка, для того чтобы бы вещи, которые вы снимаете, стали объёмными, чтобы воздухом наполнялось пространство натюрморта, или наоборот – лишь намёком проявляло из всеобъемлющей тени единственный предмет - ту самую вещь, которая этого заслуживает. Внимательно следите, чтобы у вас не было пересвеченных и совсем тёмных, проваленных в тень участков.
Забудьте о вспышке – она убивает объем, лишает предметы естественности, снимает все покровы и обнажает натюрморт до полного неприличия.
Предпочтительней, чтобы свет падал более узким лучом. Используйте любые подручные материалы – шторы, жалюзи или роллы, просто кусок ткани, перекинутой через штангу.
Сложность постановки света в натюрморте заключается в том, что во-первых, здесь в наличии несколько планов. Во-вторых, композиция многопредметная. В-третьих, предметы разнофактурные, разноцветные и разнотоновые. И наконец, все это необходимо привести в гармонию с фоном.
Ищите свой свет. Найдите в вашем доме такое место, где вы сможете снимать, максимально используя естественный свет. Стройте свои схемы постановки света.
В тёмное время года, когда световая продолжительность дня небольшая, а снимать хочется, можно пробовать световую кисть. Это обычный фонарик, которым по определённой схеме подсвечивают композицию. Для этого обязательно нужен штатив. Вообще штатив при съёмке натюрморта необходим. Параметры съёмки примерно следующие – диафрагму зажимаем до 9-12, выдержка от 4-5 секунд. Выключаем везде свет, оставляя лишь настольную лампу или ночник притемняя свет книгой, листом бумаги. Становимся сбоку от стола, включаем фонарик, ставим задержку спуска на 2 сек. (поначалу можно и 10), направляем луч с близкого расстояния на композицию, прижимаем кнопку для фокусировки, убираем луч, дожимаем кнопку. Пока пикает сигнал задержки спуска, направляем луч на верхний противоположный от нас угол композиции. Когда срабатывает затвор, быстро рисуем лучом, обводя композицию. Если осталось время, направлять луч в потолок. Экспериментировать нужно несколько раз, чтобы добиться того освещения, которое нам нужно. Пробуйте рассеивать свет фонарика для более мягкого освещения. Крем, целлофан, кусочек хрустального стекла с гранями – ищите. Меняйте параметры съёмки . Сделать несколько дублей, посмотреть на компъютере, снова снимать до тех пор, пока не добьётесь нужного результата. Рука набивается быстро.
Используйте всегда только один фонарик. У этих фонариков цветовая температура по Кельвину обычно как у лампы накаливания - около 2850. Никогда не используйте для освещения композиции источники света с разной цветовой температурой одновременно.
Можно снимать и со свечкой, так, чтобы в кадре была горящая свеча, Свет тоже очень мягкий, интимный, домашний, но тогда пробуйте ставить несколько свечей таким образом, чтобы не было провалов в тенях, особенно на переднем плане.
Несколько отдельных слов о фактуре предметов. Фотография, как ни один другой вид изобразительного искусства способна передать фактуру предметов. Как бы художник не пытался, но нарисовать, например, мешковину так, чтобы она казалась осязаемой, он не может. Ваши вещи должны быть фактурными. Не стоит, особенно на первых порах, снимать глазурованную керамику, хрусталь, пластмассу, целлофан (букеты в целлофановой обёртке), струящиеся блестящие яркие ткани, искусственные цветы, лакированные изделия, блестящие металлические изделия, но вот старые алюминиевые миски-ложки – очень хороши.
На первых порах не стоит снимать цветную посуду – чашки–блюдца-вазы-тарелки пусть будут однотонными, в крайнем случае – в мелкий горошек или полоску, но не с яркими цветами, золотым узором.
Очень хороши корзинки и другие плетёные изделия, матовая керамика, изделия из дерева – ложки, плошки, доски разделочные, берестяные. Старые потёртые вещи, старая бумага (газеты, книги, ноты), мешковина, лён – это те вещи, которые всегда хорошо выглядят, и которые любят о себе рассказывать.
Натюрморт предполагает стены, закрытое пространство. . Очень важен фон, на котором вы снимаете, и поверхность, условный стол, на котором живёт ваш натюрморт. Я использую в качестве фона либо листы ватмана самого большого формата спокойных прохладных тонов, либо плёнку Оракал, матовую, она шире чем ватман и продаётся погонными метрами, что для меня очень удобно при съёмке животных. Лучше, когда фон чуть холоднее по тону, чем предметы и поверхность стола. Что будет использоваться в качестве стола – зависит от сюжета. Великолепны фактурные старые доски. Настоящие старые доски, не искусственно состаренные. Если у вас есть старая-престарая тумбочка с облупившейся масляной краской – хлопайте в ладоши. Старые стулья и табуретки – отличный аксессуар. Вообще приготовьтесь к тому, что будете частым гостем на помойках, в секонд-хэндах и антиквариатах. Но будьте внимательны – не стоит снимать современную стильную вазу на старых досках.
Выше я уже упоминала о технических параметрах съёмки, когда рассказывала о световой кисти. Поговорим об этом подробнее. Штатив – это непременное обязательный участник творческого процесса. Иногда нужно сделать несколько кадров с использованием брекетинга, иногда нужно сделать несколько кадров с разными точками фокусировки, для того, чтобы всё было хорошо освещено, проработаны светлые и тёмные участки натюрморта, для того, чтобы предметы, которые стоят на разных уровнях, были в зоне резкости. Кроме того, поскольку освещённость обычно достаточно низкая, а выдержки достаточно длинные(больше 1/25 секунды), то трудно избежать шевелёнки.
Значение ИСО ( светочувствительность) стараемся выставлять минимальное, чтобы потом не мучиться с шумами. У кэнона самое низкое это 100, поэтому не выше 160. У никонов 200, и выше не стоит. Я снимала кошек при 400 и довольно открытой диафрагме (5 на моём объективе) зимой в пасмурный день, и потом мучалась, убивая шумы. Шумы убивают фактуру, в моём случае, фактуру шерсти кошек.
Диафрагма. Всё зависит от вашего замысла, и подчиняется обычным законам. Обычно я ставлю 8. Если открывать больше, даже 7,1, то часть предметов на заднем плане неизбежно оказывается несколько размыта. Если закрывать больше 11, то увеличивается время выдержки, что может повлиять на шумы.
Время выдержки, как вы понимаете, зависит от первых двух значений, и подчиняется общим законам. Я считаю, что лучше чуть недодержать кадр, чем передержать. Убрать засвет, особенно на светлых или белых предметах всегда гораздо труднее, чем вытащить из тени, если это, конечно, не полностью потерянные, проваленные в черный детали. На первое время рекомендую делать несколько кадров с разными значениями выдержки и диафрагмы, до тех пор, пока вам не станет понятно, какие значения лучше выставлять для ваших конкретных условий съёмки, для каждой конкретной задачи.
Я снимаю на полностью мануальном режиме съёмки, но если вы к этому не привычны, то пробуйте снимать в режиме приоритета диафрагмы, обращая внимание на коррекцию экспозиции.
Всегда ставьте задержку спуска. Это нужно для того, чтобы избежать дрожания камеры. 2 секунды вполне достаточно.
Итак, мы создали композицию, выставили свет, установили камеру на штатив, установили параметры съёмки. Выводите изображение на дисплей камеры. Таким образом вы будете видеть изображение в миниатюре. Будет лучше понятно – что поправить, передвинуть, убрать или добавить. Также вам будет более понято, нужно ли изменить освещение натюрморта, изменить параметры съёмки. Сделайте пробный кадр. Снимите камеру со штатива и скиньте на компьютер. То, что вы видите на столе, то что видно в видоискатель, то что выводится на дисплей камеры и то, что видим на экране компьютера – может сильно различаться. Готовый обработанный в фотошопе натюрморт очень сильно отличается от оригинала. Если нужно – измените что-то в настройках камеры или на столе, сделайте несколько кадров с разными настройками.
И теперь переходим к обработке нашего отснятого материала.
Натюрморт, снятый в условиях наших квартир, где зачастую найти подходящее место и удачный ракурс достаточно трудно, где работа со светом ограничена по времени, сложно пристроить фон и установить подходящую поверхность, обязательно должна быть завершена обработкой.
Разнородность фактур фона и стола, предметов и драпировок, цветов и фруктов делает натюрморт не совсем естественным. Именно для этого мы накладываем текстуры, которые сглаживают шероховатости, придают картинке законченность, а фактурам видимую однородность.
Когда художник пишет натюрморт, объединяющим фактуры элементами являются холст, краска и качество накладываемых кистью мазков. Именно это создаёт единое целое из разнородных составляющих. В нашем, фотографическом случае текстуры, наложенные на сырую картинку, становятся этим недостающим звеном, связующим фактуры в единое целое.
Здесь я дам ссылку на видеоурок по обработке натюрморта очень известного автора Зои Сороки.
www.youtube.com/watch
В заключение хочу сказать - термин натюрморт, который мы используем в обиходе, переводится с французского как "неживая природа", говорят ещё "мёртвая натура". Мне больше нравится Stilleven (голлан.), Stilleben (нем.), Still life (англ.).
Переводится это как тихая жизнь, безмолвная жизнь. Постарайтесь прислушаться к молчанию вещей, услышать их безмолвную жизнь, а потом попытайтесь показать всё это в своих композициях.
Ссылки на статьи в интернете
www.lensart.ru/topic-tid-53d-sh-1.htm
www.photosight.ru/users/380191/
prophotos-ru.livejournal.com/1109982.html
Большое спасибо Katerina__Manshine (katanaks) за "причёсывание")) и ценные подсказки.
Спасибо Эля. Прочитал с удовольствием. :-) Буду возвращаться не раз. Добавил в избранное
Ох, уж эти шустрые котики))
Неужели я первая до конца дочитала?) Эля, мое восхищение безмерно! Помню твои блоги раньше, но здесь... Нам часто нравится то, что менее подвластно))) так и у меня с натюрами...Твои советы помогали, помогают и будут, надеюсь, помогать. Этот блог в сочетании с предыдущим Катиным-просто ТО, ЧТО НУЖНО, они дополняют друг друга!!! Спасибо...
Эля,прочитала как детектив!))) Хоть и есть небольшой опыт съемки натюрмортов,но сколько опять нового!!! Вроде бы несложно,но как много тех самых мелочей,без которых не получится единое целое!Спасибо!!!))
Эля, спасибо огромное за статью! Просто сразу же захотелось побежать и снять натюрморт, используя новые знания :)
Замечательно, Тара, все базовые знания изложила по полкам, отлично проиллюстрировала, хорошо, что не стала перегружать картинками.. Здоровских натюрмортов есть великое множество и все они нравятся и всеми хочется поделиться, но в итоге получается, что у читателя/зрителя глаза разбегаются :) В общем, спасибо!
Эля, большое спасибо за блог! Хорошо, что впереди выходные. Есть задумка, буду осуществлять, применяя данные из Вашей статьи. Очень хочу научиться делать хорошие натюрморты.
Хоть и не снимаю натюры, но прочитала с большим удовольствием, спасибо Эля.....
Спасибо, Тара! Надеюсь, что с Вашей помощью получится приобщиться к столь увлекательному и деликатному делу. Первые пробы состоялись, но хотелось бы расти в этом направлении. Блог нам в помощь))
Спасибо, Эля! Интересный и поучительный блог для всех!
Скопировала, буду внимательно изучать на досуге )
Огромное спасибо, Эля!
Первый раз посетила блог на этом сайте. Эля, большое спасибо! Не смотря на то, что много разных книг читала про натюрморт, но такое обобщение очень понравилось. Думаю, что буду возвращаться к написанному еще много раз.
Эля, спасибо за блог!!! Вот истинное предназначение кураторов и золотых, красных утюжков- нести свет в массы!!! Ёще раз спасибо!Впереди пол года натюров!!!))
Эля, меня интересует вопрос: допустима ли динамика в натюрморте и является ли динамичный снимок натюрмортом. Чтоб было понятно о чем я, приведу пример, работы замечательного фотографа Дины Беленко
Спасибо! Интересно, очень легко и доходчиво изложено!
Почему бы и нет? Мне нравятся первая и вторая. В них есть идея, сюжет. Сейчас, с развитием современных технических возможностей фотографии, стало возможным использовать их и в натюрморте.
Третья более к рекламному фото, нмв.
Отличный блог, просто придраться не к чему... в печать можно отправлять...))
И да, будь моя воля - сделала бы так, чтобы он всегда на Главной был... для новичков...
Обалдеть...
Просто подвиг.Эту бы энергию, да в мирных целях ( т.е. мне!) !
Написано интересно, доступно даже чайникам (не так как у Ольги и Александра). И хоть вопросов по этой теме у меня не убавилось ,но даже прибавилось, я искренне снимаю шляпу! ))
Браво!
Элечка, какая прелесть! Спасибо тебе огромное ликбез!!! И примеры шикарные!
спасибо,Эля!
Эля, а ведь и в самом деле можно периодически этот блог обновлять, чтобы он почаще был на главной странице и для учеников, и для желающих что-то повторить. Спасибо, Эля, за твой кропотливый труд!
Друзья! На главной странице сайта 35фото есть объявление о БЕСПЛАТНОМ!!! открытом видео-уроке по световой кисти. Урок проведёт всем нам хорошо знакомая Виктория Иванова. Нужно просто зарегистрироваться и всё. Сама буду смотреть и всем рекомендую.
fotokonkurs.ru/blogs/hot_contests/6585
fotokonkurs.ru/contest/1338/blog