Вадим (ja17) 20 мая 2013 г., 10:55:00
Приглашаю экспертов и не экспертов обсудить критерии фотографической оценки.
Я бы выделил такие пункты:
1) Техническое качество
2) Раскрытие темы
3) Фотографичность - визуальные достоинства
4) Оригинальность
5) Содержание
Попробую рассмотреть несколько подробнее каждый из пунктов.
1) Техническое качество включает в себя обычный набор "качественной фотографии" резкость, детализация, цветопредача, отсутствие шума, правильная экспозиция (отсутствие пересветов и провалов)
2) Раскрытие темы. Не просто соответствие теме, а то насколько полно, насколько оригинально, насколько интересно фотография раскрывает тему. Приведу пример из ставшего камнем преткновения конкурса "Этническая фотография". Напоминаю, что: "Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие." Давайте взглянем на фотографии в третьем туре. Например на www.fotokonkurs.ru/photo/215788 и https://fotokonkurs.ru/photo/215833 . Первая фотография рассказывает о том, что бурятки красят губы и носят одежды голубого цвета с вот такой отделкой. А вторая помимо представления о одеждах и внешнем виде рассказывает нам об обычаях и некотором ритуале определённого этноса. В первом случае мы узнаём о этносе гораздо меньше, чем во втором.
3) Фотографичность и визуальные достоинства снимка - стремление к композиционной гармонии, ритм, рифмы и переклички, игра света, свето-тональная перспектива, использование контраста, минимализм, решающий момент, studium и punctum, необычный ракурс, оперирование плоскостями изображения, передача пространства на плоскости.
4) Оригинальность. Это может быть и неповторимость момента (например пейзажных фотографий закатов миллионы, закатов в тундре уже меньше, закатов в тундре с оленем на фоне солнца ещё меньше). Это может быть и необычный ракурс, и оригинальное сочетание привычных элементов (прыгающий человек в сочетании с плакатом от АКБ яркий пример).
5) Содержательная часть фотографии. Трудно подобрать точное наименование, поэтому обратимся к перечислению. Это наличие метафор, отсылок, информационная наполненность снимка, символизм или наоборот иконичность и тому подобное.
Разберём по приведенным критериям
1. птичку
2. человека летящего со скалы
3. самолёт
1) Технически все три снимка выполнены вполне грамотно. У птички несколько выше детализация, у прыгуна со скалы шире тональный диапазон, у самолёта не смотря на очевидные трудности связанные с временем съёмки отличная резкость, небо не провалено и даже чёрная масс на ПП выглядит вполне уместно.
2) Раскрытие темы. Птичка констатирует факт "птицы летают", тесное кадрирование сосредотачивает внимание на позе птицы, антропоморфности и прочих элементах не имеющих отношения к теме. Второй же снимок раскрывает тему полёта как тему свободы и в то же время обусловленности, мы видим человека парящего в воздухе и хотя в данный момент он не опирается даже на воздух, но траектория его при всей свободе предопределена земным притяжением и форма креста вызывает далеко идущие ассоциации. Самолёт же благодаря разметке ВПП раскрывает тему полёта как движение свободное, но направляемое человеческим разумом.
3) Фотографичность. У птички кадр удачно расчленён линиями, и хорошее сочетание тонов, это делает кадр визуально привлекательным, но не более того. Прыгун со скалы представляет собой многоплановую картину где на фоне классического пейзажа с передним, средним и дальним планами разворачивается действо. Кадр опять же грамотно делится линиями и фигурка помещена в точку подчёркивающую неустойчивость и в то же время динамичность ситуации. Грамотно использована воздушная дымка для передачи пространства, фигура в контровом свете практически силуэт, что предаёт ей ещё больший символизм и высокий контраст подчёркивает драматизм действия. Самолет. В снимке присутствует несколько видов перспективы - линейная, тональная и воздушная. Снимок разделён на пропорциональные части каждая из которых несёт свой смысловой заряд. Графичность разметки подчёркивает осмысленность действия порождённого разумом человека, а не силами природы, высокий контраст огоньков и их малый размер хорошо отражают вторжение человека в природу в малых дозах, но благодаря точности дающее возможность совершать большие действия, например летать.
4) Оригинальность. При наличии цифровой зеркалки и серийной съёмки наловить эффектных поз чаек можно в любом количестве был бы берег моря и батон в руках :) В то же время люди со скал прыгают намного реже, чем летают чайки и совместить в кадре точный момент траектории с гармоничным пейзажем задача значительно более сложная. Самолёты садятся регулярно, согласно расписания. Но попасть в нужную точку ВПП в нужные момент, да ещё в тот краткий промежуток сумерек когда небо ещё не превратилось в чёрный провал тоже не так-то просто.
5) Метафоричность. Птица в воздухе несколько напоминает неуклюже пританцовывающего человека, но в данном случае это скорее уводит снимок от темы конкурса, нежели приближает к ней. Человек раскинувший руки в виде креста есть метафора неизбежности выбранного пути, как Иисус не мог свернуть с крестного пути, так и вознёсшийся в воздух человек неизбежно продолжит движение, и как Иисус воскрес, так и человек выйдет из моря и двинется дальше по пути своему. Самолёт благодаря ракурсу и расстоянию превращается в кадре в символ чистого разума, мы видим чистый свет над дорогой мрака размеченной светильниками зажженными, опять таки, силой человеческой мысли. То есть самолёт здесь метафора развития человечества, путь которого намечает разум.
Теперь попробую выставить оценки по приведенным критериям этим фотографиям:
фотография.............Птичка.......Человек..Самолёт
Техника.........................8..................7..............7
Тема..............................3.................10.............8
Фотографичность........5..................8..............7
Оригинальность..........3..................8..............6
Метафоричность.........2..................10.............5
Итого:..........................21..................43............35
По сути все правильно, но как мы видим у экспертов другое мнение.....
Особенно точно сказана фраза "....эффектных поз чаек можно в любом количестве был бы берег моря и батон в руках...."
После этой фразы остальное уже можно не говорить, как она попала в третий, непонятно?????
Ну и еще хотелось бы заметить, религию думаю сюда приплетать не стоит, это уж очень абстрактно и как то надуманно, человек прыгающий со скалы расставляет руки не крестом, а скорее пытается подражать птице, пытается лететь, расставляет руки как крылья.
У человека не чуждого христианской вере или хотя бы знакомого с соответствующей символикой и изобразительной традицией любой элемент напоминающий крест вызывает соответствующую цепочку ассоциаций. Не учитывать это нельзя.
И еще Вадим, я понимаю вашу энергию и желание привести все к идеалу, но здесь это можно сравнить с вытаскиванием бегемота из болота....
Консерватизм и самолюбование здесь настолько сильны, что боюсь те к кому вы обращаетесь в своих блогах, от кого зависит квалификация оценки и перевода, да же не будут вступать свами в дскуссию, они сами с усами......
Попробуйте относится к сайту как к игре, не возлагайте на него никаких надежд, не считайте проигрыши в местных конкурсах поражением, впрочем как и победы победами......
А что плохого в том, чтобы обсудить правила игры? Не так важно примут ли эти правила, их обсуждение точно такая же игра.
Лично я ненахожу в этом ничего плохого, но местная публика воспринимает это все как посягательство на "святое", у них сразу вырастают колючки и из "белых и пушистых" они превращаются в черных и колючих, ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ :)))
Так и колючки это не более чем игра :)))
Будьте осторожны, их игры далеко заходят, они потом годами из образа выйти не могут, вы уже все забудете и перестанете с ними играть, а они будут продолжать делать все вам на перекор и обвинять вас во всех грехах.......... :))))))
Ну и что? Кто-то будет писать какие-то слова... Это же просто пиксели на экране. "Делать" здесь может только админ, а остальные просто пишут слова. И мы с вами пишем слова. Игра такая.
Тут вот недавно Толик сказал что я привел пример из давно завершенного конкурса. Я постарался исправится и привожу свежий пример.
Как фотография с техническими недочетами, которые я описал под ней, вышла в третий, да еще с такими высокими оценкакми? Видимо тут сыграла узнаваемость автора, значит все таки не такие ужони и беспристрастные товарищи "Э".....fotokonkurs.ru/photo/215474
не упоминайте имя Толика всуе :))))
про проведенный вами снимок Лепет лет налепетали под ним уже более чем... если до сих пор там не ясно, то словами делу не помочь...
Не согласна с тем, что работы...Katerina_Manshine, узнаваемы....)))
И сколько бы Вы не находили тех. ошибок, работа всё равно классная...
Может у кого-то тени лежат правильнее.... но лично я не вижу ни одной работы в этом конкурсе...
способную потягаться с " Лепетом лет"...))
"А вторая помимо представления о одеждах и внешнем виде рассказывает нам об обычаях и некотором ритуале определённого этноса"
Воспринимаю вторую фотографию как обычный развод туристов местными, как мы иностранцам матрешки и балалайки продаем. На Нэшнл Геогрэфик (как считает автор этого фото) факт продажи "балалаек" не тянет...
Люди выстроились в шеренгу, как на расстрел или на отчетно-почетное фотографирование после конференции на память. Большинство участников даже не утруждаются смотреть на прыгуна, им по барабану как он там прыгнет, они базарят о своем масайском. Попытка автора заснять всех "участников" ритуала, так сказать объять неоъбятное - сыграла плохую службу, замельчили, эмоции не так играют на зрителя, как могдло быть с крупным планом. Композиционно непонятно много неба, а зачем? Впечатления, что чел туда стремиться - нет, динамика его позы, направление взгляда - говорит что помыслы летуна не о небе, приземленны и это небо можно отрезать.
Крупный или средний план прыгуна и обрамление в виде завистливых взглядов соперников или восхищенных девушек, безусловно бы смотрелся куда более ценным (имхо) и вошел бы в третий без вопросов
бурятское фото мне тоже не глянулось, про его малоинформативность вы правы, и моя оценка 10 место, об этом глаголет, что я бы его в третий тоже не взял бы.
в стиле нэшнл географикс вообще-то вот эта)
fotokonkurs.ru/photo/215847
но вы, как я вижу не поняли,не разглядели,если попутали)
а "обычный развод туристов"-это не критерий для выбора в третий,но если вы пользуетесь таким критерием,то хммм.....таким же макаром практически все фотографии в этносе,а особенно ряженых можно отнести к народным увеселениям зрителей если что...у вас для всех был такой критерий или выборочно?)
эта фота позабавнее, дама следит за полетом мухи, но это в стиле Дали с его шмелем, а не Нэшнл Гео :))))
спасибо за минус, что и требовалось доказать, стоит оголить имя Э и начать объяснять что-либо, начинаешь получать в ответ "признательность" и "благодарность". куда разумнее хранить гордое молчание как все остальные... и времени на пустые тары бары не тратишь...
разрешите откланяться, далее без меня свои разборки клейте, раз считаете, что я пристрастен к вам и мне веры нет потому.
"В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса…"
(с) Сергей Довлатов
муха...шмель...ужас если честно...понимание этого фото я поняла(
кстати,все Э отписались,не было "хранить гордое молчание как все остальные",позиция Э,в том числе и с помощью блога Вадима предыдущего,ясна...я как раз вас ждала и в блоге под красной группой (можно было бы и под зеленой),и в блоге Вадима. Наконец увидела,услышала,убедилась.Ваши критерии понятны.Вопросов нет больше. По "пристрастность к вам",т.е. ко мне,заметьте не было и речи)))))))))))))))))))))!!!!!?????!!!!!?????
у меня вопросов по поводу той фотографии,которую Вадим привел,не было по сути,хотя он прав насчет Раскрытия темы....вопросы были по двум другим снимкам....и по снимкам,которые вышли в третий...
дискриминацией,шовинизмом заканчивать по привычке свои речи ко мне уже в норме вещей?) ну да,я женщина,и...?)))))
минус переживете,как я переживаю 14,15,16 места,у меня фотографии "худшие и не соответствуют теме,выразительность идеи темы низкая")...................................
вашему шаману, Юлия, я поставил выше всех это про "у меня фотографии худшие и не соответствуют теме,выразительность идеи темы низкая"
"у вас для всех был такой критерий или выборочно?" - что это за вопрос как не посыл к пристрасности?
а давайте меня еще как-нибудь обзовем!!! шовиниста мне определенно мало за все мои грехи
Толик,уже перерастает в "кто кого")....мы надеюсь, мирно здесь побеседовали,все прояснили,искать сейчас крайнего и цепляться за слова мы можем с вами до бесконечности,мы оба это умеем). Обсуждать какие- либо свои фотографии я не просила,но раз уж обсудили,то и я сделала выводы и вы подсобили. Надеюсь на мир и без обид.
Искренне Спасибо за высокую оценку шаманке!
Про то, какой снимок лучше отражает тему этнографии, можно спорить бесконечно...
У меня, как некоторые выразились - "ряженые" - я не стала бы их так называть. Они члены этнографического общества, много лет исследуют детально и воссоздают одежду и обряды нашей местности, сохраняют их.
Согласна, этно-фотография должна отражать обычаи народов и их быт. Несколько лет назад случайно принимала участие в этно-съёмке :)
С весны до осени жили с детьми в деревне, (естественно, Медведево) :) Один местный житель придумал такой бизнес: привозил в Медведево экскурсии жителей востока - китайцев, лаосцев, вьетнамцев и японцев. Показывал им всё - луга и поля, реку и деревню. Учил их играть в "вышибалы" и "картошку", поил молоком, квасом, водой из родника, кормил борщом :) Восточные товарищи пищали от восторга, ещё больше щурили глаза, и в часы отдыха кидались снимать фото и видео - ЭТНО-фото и ЭТНО-фильмы :) Что же снимали? Соседку Валю, которая в резиновых сапогах на босу ногу и неизменной телогрейке гонит на луг строптивого бычка Борьку, соседа Ваню, который уже к полудню напивался "в зюзю" и шёл на луг в резиновых сапогах и телогрейке обниматься с Борькой, меня - в китайских шлёпанцах, рваных джинсовых шортах и красной майке, когда я шла с ведром на родник за водой. Вот это всё они называли ЭТНОГРАФИЧЕСКИМИ ЗАРИСОВКАМИ! И с огромной радостью везли домой, чтобы показать друзьям и родным быт и нравы далёкой России :)
Выставь я такие снимки на наш конкурс, по 10 КК каждому обеспечено вмиг!
речь уже тут Ир совсем вижу про другое...раз Э использует критерий отбора в виде "обычный развод туристов", вот этот снимок "не развод туристов"? fotokonkurs.ru/photo/215932
про ряженых еще раз повторюсь тебе,это лично мое мнение...ценней те снимки,которые показывают реальный этнос,реальную самобытность,нежели переодетые как раз для увеселения,раз тут такую тему затронули,про личный скепсиз
:) Юль, насчёт "ряженых" - я не тебя имела ввиду :)
Могу съездить в старообрядческую деревню, благо недалеко, снять там - но как доказать? опять же "ряжеными" назовут :) это я так, к слову :)
Что то такое, похожее...
и я об том, снимок шлепанец негра, сделанный из старых покрышек - вот что такое настоящий, а не лубочный этнос, а не эти пляски масаев, бурятов с медведями
и я бы ему КК не выдал!!!
:) конечно нет - снимок-то известный :)
Но и в третий не вышел бы снимок.Тема Ноги в Этносе раскрыта полностью). У меня таких много снимков с этими шинами,а в прыгающих масаях их 17 пар))))
Понятно конечно,что прыгающие масаи уже не вставляют,это так обыденно,приелось)
Давайте спорить о конкретных, выставленных фотографиях, а не о гипотетических КК (я бы КК за раскрытие темы этноса российской глубинки не давал).
Вот я привёл две фотографии - голова бурятки и прыжки массаев. Не для того чтобы сказать, что одна идеал, а другая никуда не годится, а только чтобы указать, что обе они имеют отношение к этнофото, но в различной степени раскрывают тему. Вы не согласны?
Я не считаю фотографию масайских прыжков идеалом этнофото и привёл её только для сравнения. При всех своих недостатках (а я согласен с большей частью ваших претензий) разница в раскрытии темы с головой бурятки всё же заметная.
Старообрядческая деревня, жители, ход....Вроде такие фотографии были на этом сайте(или я это видел не здесь)... и очень и очень нравились и достойно были лценены...
1.Не "голова бурятки",а портрет буряточки!
2.Если противопоставленный снимок сделан в "в стиле нэшнл географикс" (первый раз слышу,что есть такой стиль,ну,некомпетентен,ага),то "портрет буряточки" выполнен в стиле "Работница" или "Крестьянка",в крайнем случае в стиле "Караван истерий",что не менее круче!
3.Стало понятно,что настоящую этническую фотографию можно снять только посетив экзотическую (с нашей точки зрения) страну.Ибо у нас (в Европе и России),если и увидим людей в национальных одеждах,то это ряженные потешники,которые к понятию "этнос" никакого отношения не имеют,а без нац.одежд и подавно.Разрез глаз,форма лица никак не могут характеризовать этнос,настроение снимка-фигня,не стоящая упоминания.
ЗЫ.Заходил во множество этнографических музеев.ЧУДИКИ!! Они совсем не понимают темы!! Черепки,плитку выставили.И даже национальные костюмы!-лохи,одним словом.
1. Не льстите себе, ну какой это "портрет"? Изображение головы как оно есть.
2. Это вы о чём где я говорил о каких-то "стилях"?
3. Перечитайте определение этнографии. Разрез глаз,форма лица никак не могут характеризовать ни духовную, ни материальную культуру, ни историческое развитие этноса. Вы путает этнографию с антропологией.
Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными...
ЭТНОГРА́ФИЯ (от греч. ethnos - народ и grapho - описываю).
1. Наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.
2. Самый предмет изучения этой науки - особенности быта, нравов, культуры той или иной народности. Этнография края, области.
Всё понял...:)
Вот и ДядяВася путает этнографию с антропологией.
Да не, не......я всё понял...:) и дядя ...понял...
В вас-то я не сомневаюсь...
так, в порядке информации: название конкурса было "Этническая фотография" а не этнографическая :)
В таком случае это должна быть фотография не бурятской девушки, а сделанная бурятской девушкой.
Этнос, группа людей, объединенных общим стереотипом поведения.
Чем дальше,тем смешнее))
1.Без комментариев.
2.Другие говорили.Вы тут не одни.
3.Этногрфия имеет такое же отношение к этнической фотографии,как канал к канализации.))
Интересно,как нам узнать по фотографии о принадлежности модели (моделей) к тому или иному этносу? По одежде,как мы поняли,не совсем в тему (ибо ряженные фальшивки).Цвет кожи,волос и проч.-не в счет,это уже другая наука (антропология).Так как?
Как определить по фотографии характерность духовной культуры этноса?-Только по материальным признакам (если мы не гадалка по фотографии)) ) ,а сл-но фотографии предметов быта (или религиозных атрибутов) наиболее подошли бы к теме "этнОГРАФИЧЕСКАЯ" фотография.Как одной-двумя фотографиями показать историческое развитие этноса,то это задача нереальная.
Кстати,узор на национальном костюме и его покрой может рассказать (пытливому уму) очень много о духовной стороне этноса.
" Наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру."-НАУКА.Если мы вдруг поставим задачу сделать НАУЧНУЮ фотоработу по ЭТНОГРАФИИ,то без обширной серии не обойтись.Одна-две фотографии нам почти ничего не скажут (кроме того,что темнокожие умеют прыгать (например) ))) )
1. Консенсус.
2. Вы отвечали на мой комментарий.
3. Не надо придираться к точности формулировок. Но если вы хотите... Этнический костюм это костюм, который носят представители данного этноса. Тогда этническая фотография это что? Правильно! Фотография сделанная представителем данного этноса, но характерная именно для этого этноса. Вот ваша фотография характерна для этноса, к которому вы принадлежите? По ней можно вообще вашу этническую принадлежность определить?
2.Ошибаетесь.Я писал сообщение в блоге (стрелочки над комментом нет,как над этим),но если хотите,считайте что Вам отвечал-не принципиально.
3.Хорошая шутка!)) Продолжу:цветная фотография должна быть сделана цветом,анималистическая-животным.... страшно подумать кем (или чем?) должен быть сделан натюрморт )) "Нюшникам" повезло больше-им достаточно обнажится))
дядя Вася
2.Прыгающие масаи НЕ в стиле географикс!!!,с чего взяли)
мы говорим о "в стиле" когда есть определенные характерные признаки,почерк,указывающие нам на связь с известным общим началом,в данном случае стиль географикс....так же как говорят "поют в стиле,например,Битлз" и пр. Но чтобы так сказать,нужно ЗНАТЬ КАК поют Битлз,понимаете о чем я?)
3.Совсем нет. Вот две фотографии,расскажите о них в плане этнической фотографии(интересность кадра не обсуждаем в данном случае)
".Прыгающие масаи НЕ в стиле географикс"-понял-вычеркиваю! Ошибся.Конечно "две головы" в этом стиле,что несомненно лучше,чем одна)))
3. Не буду ничего рассказывать,ибо не специалист-этнограф,и пытливым умом не обладаю.
Отбросим тонкости терминологии (этническая-этнографическая) и прочие "наросты".Сама по себе,отдельно взятая,фотография в плане раскрытия темы этноса(как это ЗДЕСЬ преподносится) НИЧЕГО не расскажет.Фотография может служить иллюстрацией к статье,посвященной этносу.Посмотрите тот-же "географикс" или подобные издания.Без текста фотографии,даже самые гениальные,ни о чем нам не поведают (если мы ранее не получали информацию из других источников).И мы увидим там и портреты,и орудия труда,украшения,жилища,обряды,одежду,пейзажи-всё то,о чем пишется в статье.И какая из всех фотографий "более по теме"? Да все.В равной степени.
А если исходить из навязываемых постулатов,то,например,фотография литовских баскетболистов была бы самой этнографичной! Ибо литовский этнос без баскетбола-не литовский этнос!)))
(Извините за запоздалый ответ)
почитал посты, аргументы..
ух, сколько всего написали в обоих блогах!
чего добиваемся?
давате помоделируем ситуацию
поставили Э в рамки, рассказали как и что оценивать, что есть художественность, метафоричность, техника и т.д., а что нет.
в результате разброс оценок будет минимальным, а результат прогнозированным т.к оценка-то идет по трафарету.
в итоге - обвинение во сговоре :)
да и вообще тогда можно одним всезнающим экспертом обойтись!
еще одна:
если фото плюс-минус одинаково высоко оценило несколько человек со своим видением(не трафаретным), что это означает?
наверное только то, что автор сумел достучатся своей работой ко всем оценивающим...
а если все низко оценили?
так почему ищем причину не в конкретном фото?
так какая модель "поведения" Э Вас удовлетворит?
Добиваемся? Предлагаем обсудить критерии оценки фотографии.
Мне кажется, что модель поведения экспертов принимающая во внимание вышеперечисленные характеристики фотографии предпочтительнее модели поведения игнорирующей некоторые или все пункты из головного поста темы.
кто Вам сказал, что сейчас пункты игнорируются?
понимаете, все дело в том, что никто не изобрел универсальных критериев оценки искусства... все мы люди разные, и то что вам кажется само собой разумеющимся, другим совершенно не очевидно! и наоборот.
уверяю Вас, у каждого Э есть аргументы, почему фото были расставлены именно так.
Вот я и предлагаю обсудить на конкретных примерах. Мои глаза говорят мне, что в третий тур выходят фотографии по пунктам 2-5 проигрывающие некоторым из не прошедших. Вон конкретные примеры. Не желаете ли обсудить?
опять будет мнение двух человек. и не факт, что будет достигнут консенсус...
что действительно, на мой взгляд, нужно - увеличить количество Э, до шести, как было раньше.
з.ы. вот сумело же фото на первом месте в полете "достучаться" до трех из 4-х. :)
То есть ответ на мой вопрос отрицательный. Ваше право.
А почему обязательно или черное или белое, а куда полутона делись.....
Речь не про то что поставить всех Э в рамки или в трафарет, речь про то что все таки должны быть какие то общепринятые параметры которые должны браться Э во внимание, а какие то нет.
Вы действительно считаете что чайка достойнее всех работ оставшихся во втором туре?
По моему снято тупо в лоб, без идеи, без чего бы там не было, простая демонстрация возможностей камеры, не более того.
это так сказать границы ДД :)
мы собственно в полутонах сейчас и находимся. у каждого свое мнение... и более-менее правдивую картину можно получить, лишь сложив все вместе.
вот и говорю, для лучшей статистики нужно бы увеличить количество Э, до шести, как было раньше
Друзья...Вы похоже упускаете один мааааленький нюанс...Сайт должен жить...жизнь это рождение новых детей ...новых идей, новых взглядов, новых призёров, новых утюжков, новых ...Возможно где-то стоит отступить, что бы потом не проиграть...:)
Этнос и религия.
Этнос и культура.
Этнические общности.
Этнос и нация.
Этнос и государственность.
Этническая идентичность.
Межэтнический конфликт.
gumilevica.kulichki.net/articles/Article84.htm
Нашумелись, накричались......затихли.......:)