Katerina_Manshine (katanaks) 3 янв. 2017 г., 05:41:58
Начну с банального: «Я так вижу»
Делакруа писал: «…То, что принято называть творчеством, есть не что иное, как присущая каждому манера видеть, координировать и передавать природу…». Но «видеть» не значит смотреть, можно смотреть и, вообще, ничего не видеть, именно так и происходит обычно у обычного человека, и здесь, обычный человек берет себе в помощь универсальную фразу «я так вижу», что по его великой вере и столь же великому заблуждению оправдывает всю его так называемую творческую деятельность.
Это я к тому в частности, что чувство цвета по аналогии сравним с чувством слуха, здесь тоже есть «сольфеджио» - Живопись.
В примитивном понимании – мазилка красками, в обыденном понимании – создание цветного произведения в световоздушной среде, в узком – научная дисциплина, предназначенная для:
- развития цветового восприятия
- соотнесения своего индивидуального цветового восприятия с законами живописи
- привнесение законов живописи в свое творчество через призму своего восприятия
А это значит, что есть некие законы, знание о которых и знание которых, могут помочь обычному человеку развить, реализовать свой творческий потенциал за счет развития художественного восприятия, то есть научиться не только смотреть, но и видеть и далее уже, свое видение «координировать и передавать». Стать из обычного человека наблюдательным, способным улавливать малейшие изменения, способным эти изменения зафиксировать и передать в своей работе.
Если «человек-фотограф» не ставит перед собой задачу воздействовать на зрителя своим «я» посредством своего творчества, не имеет цели повышать свой уровень, как фотографа, если его устраивает обывательская аудитория, то все ниженаписанное читать - только время тратить, которое можно провести с пользой у телевизора, просматривая каналы «опер», выполненных в жанре «мыльница» :)
Я ни в коем случае не берусь излагать всю теорию, хочу лишь вкратце обозначить основные моменты, на что конкретно необходимо обращать внимание изначально, при восприятии и передаче своего взгляда на окружающий мир.
Но при этом, ставлю себе задачей показать влияние цвета на монохромное изображение. Другими словами – показать, как художественное восприятие окружающего мира соотносится с монохромным изображением, что неверное переложение цвета на шкалу градаций серого не только не улучшает фотографию, но выглядит нелепо, фальшиво, небрежно, подчас отвратительно. И, что представление «выход там же, где и вход – переведите в Чб» это есть величайшее заблуждение по причине «смотреть, но не видеть». Да, иногда такие кадры, несмотря ни на что, спасает сюжет, но, я уверена (или хочу верить), что каждый, уважающий себя автор всегда хочет улучшить свою работу. И вопрос стоит только в том, как это сделать правильно.
Вопрос цвета настолько сложный, что я все никак не могла понять, как четко, коротко, но емко уместить Теорию живописи, да еще и с дисциплиной Цветоведение в конспект… То ли говорить о физике, то ли о живописи, то ли психике восприятия. Одно ясно, что сам по себе конспект, в любом случае, отобразит только часть бесконечной темы цвета и даст представление лишь о выжимке. Главная задача этого конспекта заключается в обозначении этой самой сложности, чтобы «фотограф» наконец осознал, что цветное изображение только потому что оно цветное, не отображает многоцветие окружающего мира. Более того, я хочу этим конспектом добиться понимания от вас, что цвет неотрывен от света и многоцветие мира ровно так же перекладывается на шкалу серого и отображается в черно-белом изображении, что перевод в ЧБ очень зависим от цвета, что сама мысль, что неудачное цветное можно «исправить» переводом – заблуждение.
Чтобы это понять необходимо знать из чего складывается ощущение того или иного цвета, а зная это уже рассматривать Чб изображение со знанием дела и видеть в нем не только серые пиксели, но именно:
или радужный многогранный мир или неудачную работу автора.
Ибо важно понимать, что каждый цвет, оттенок, тон, полутон, абсолютно каждый, имеет свою собственную точку на шкале градаций серого.
Мысль о том, что работы автора, как живописца в фотографии не существует, что достаточно щелкнуть кнопку камеры и получится великолепное и готовое к публикации изображение окружающей действительности – ошибка №1.
На цветопередачу влияет множество факторов: от способности камеры и ее настройки, до объектива, от погодных, природных условий до выбранного угла освещения, не говоря уже о постобработке.
Совокупность этих факторов крайне сложна. Всего 1 шаг в применении одной составляющей может действовать, как ложка дегтя или, наоборот, как капля освящающее море.
Чтобы начать понимать цвет и впоследствии научиться управлять цветом, а значит влиять на восприятие зрителя, нужно знать его характеристики...
В первую очередь надо понять факт зависимости цвета от света:
Цвет в представлении обычного человека, не думавшего над вопросами оптики и физиологии цветоощущения является свойством предмета. Мы знаем, что снег — белый, трава зеленая, небо синее, лимон желтый. Обычно человек всегда соотносит цвет с предметом и уверен, что каждый предмет имеет свой цвет, как свое неотъемлемое, безусловное свойство. Цвет виден, когда предмет освещен. Цвет не виден в темноте. Но... этот человек твердо знает, что предмет сохраняет и в темноте свой цвет и притом тот же самый цвет. Только свет делает цвет предмета видимым. ---- Это обычный человек, но есть и наблюдательный человек, назовем его – художник. Он, исходя из своего опыта не согласен с такой простой трактовкой темы цвета, он знает на собственном опыте, что цвет предмета изменчив, что он всегда разный и подвергается изменениям в зависимости от освещения, перспективы, окружения, что он зависим от рефлексов, контраста, яркости, теней и т.п.
Леонардо да Винчи писал: «Мы можем сказать, что почти никогда поверхности освещенных тел не бывают подлинного цвета этих тел... Если ты возьмешь белую полоску, поместишь ее в темное место и направишь на нее свет из трех щелей, то есть от солнца, от огня и от воздуха, такая полоска окажется трехцветной» И, действительно, если мы поставим этот эксперимент, то увидим, что белая полоска будет белой только там, где она освещена солнцем (где солнце далеко от горизонта), свет огня даст оранжевый цвет, а свет воздуха (неба) даст синий и в итоге мы увидим полоску трехцветной, не смотря на то, что где-то там, в голове смотрящего, есть определенное знание, что она только белая, потому что вся бумага белая и точка. Как и снег белый, трава зеленая, небо синее, лимон желтый… И многочисленные конкурсы, где в теме подразумевается «один» цвет, которые я наблюдаю на сайте уже несколько лет, рисуют довольно-таки печальную картину, в которой многие авторы (узнал себя?) применяют свое знание о цвете предмета, но совершенно не применяют знания из практики, где глаза - «взгляд» «видение» имеют не только важную роль, а должны иметь единственную роль, где знание о том, что бумага белая, служит лишь напоминанием о существовании неких границ, что белое, это не черное..
Забудьте, что вы знаете, что лист бумаги белый, а трава зеленая, посмотрите на них, по факту, во взаимодействии с окружением они никогда не будут ни сплошным изолированным белым, ни сплошным изолированным зеленым, если вы смотрите на них и видите их именно такими, значит нужно принять факт: «я ничего не вижу» и с этим уже надо что-то делать... либо развивать восприятие, либо заканчивать вбрасывать в интернет картинки. Горько. Зато – правда. И чье-то «я так вижу» и «я ничего не вижу» - не аргумент. Или – смешной и нелепый аргумент для тех, кто, действительно, видит. И второй, наиболее важный факт, который следует знать, это то, что это поправимо. Но только в том случае, если проблему признать.
Если Вы начнете читать статьи и даже заметки разных и в т.ч. прославленных художников, то, чем больше вы прочтете, тем сильнее вам будет казаться, что понятия «тон» и «цвет», «светлота» и «светосила», «светлота» и «яркость», «тон» и «светлота», «интенсивность» и «насыщенность», «насыщенность» и «яркость», «тональность», «цветовой тон», и т.д. - синонимы. Но, если у художников употребление очень сильно зависит от контекста, то авторы современных интернетовских статей наглухо путают все понятия не смотря на контекст и употребляют, как им заблагорассудится, и, часто дают свои собственные определения этим понятиям. Чтобы разобраться, что к чему самостоятельно надо прочитать много книг, хотя в общем-то здесь тоже самое, что и всегда.. можно прочитать но ничего не понять. Чтобы избавить от блужданий во тьме, могу посоветовать не читать интернет статьи (в том числе и эту) читайте книги прошлого века, когда авторы, прежде чем написать, руководствовались глубоким изучением темы, современные же авторы не утруждают себя таким изучением. То ли, не поняв и неверно истолковав, пытаются нести «свет» в массы, то ли передирают друг у друга совершенно не удосуживаясь проверить информацию, которая противоречит не только историко-культурной традиции, но и, вообще, здравому смыслу. Скорее всего и то, и другое, после чего начинается тот самый процесс шизогонии, распространяя с бешеной скоростью «болезнь» современного общества, черпающего знания из интернета. И, чем поверхностнее это знание, тем легче его понять и принять. Увы.
Много раз художники поднимали вопрос с терминологией, что это разные определения и тем не менее другие художники/фотографы/люди продолжают употреблять их как синонимы, что доставляет массу неудобств с адекватностью восприятия не только теории живописи, но даже комментарий иногда невозможно понять, что же хочет сказать человек… употребляя в одном предложении – светлый тон, синий тон, яркий тон, холодный тон, оттенки тонов... а читатель сидит и думает, что такое тон? Если это синий тон, значит это – цвет... если это светлый тон, значит это – светлота, если это оттенки тонов, значит все-таки больше к цвету, а не к свету... если это яркий тон, значит интенсивность. А может имел в виду насыщенность? Путаница и бессмыслица. И как результат – «я ничего не понял…»
А для фотографа, то есть нас с вами, очень важное значение имеет это разграничение понятий. От понимания, сказанного зависит результат применения.
Резюме вышесказанного:
ЧБ фото набирающее большое количество баллов, набирает его не потому что ЧБ, а потому что сюжет достоин симпатий. Автор часто, видя, что сюжет достоин внимания, стирает информацию о цвете, т.к. не может правильно преподнести цвет, тем самым облегчая задачу зрителю разглядеть этот свой сюжет.
Смысл блога в том, чтобы показать автору от чего зависит цвет и на что нужно «надавить», что бы цвет привлекал, чтобы не было нужды его стирать. А если фотограф видит себя в основном автором монохрома, на что нужно «надавить» в цвете, чтобы перевод в ЧБ фотографию, действительно, улучшал (визуально), а не только лишь акцентировал взгляд на сюжете.
Как я уже сказала выше, тема цвета очень сложна… Но кроме сложности внутри цвета, есть сложность с терминами, поэтому придется сначала разбираться в них.
Поэтому я пока выношу на «голосование» стоит ли мне, вообще, это делать. Я знаю и мне хорошо. Но будет еще лучше, если конкурсные фотографии будут беспрерывно приносить эстетическое наслаждение и чем больше, тем мне будет лучше) Но надо ли это вам? Не хочется снова наступать на грабли, когда тратишь неимоверное количество времени и сил впустую.
часть 2 https://fotokonkurs.ru/user/katanaks/blog/6643
Показать автору недостаточно. Чтобы изменилась ситуация необходимо автора научить. Причем научить практически каждого. А обучение это процесс не одноразового показа, а регулярных попыток и работы над ошибками совместно с учителем. Тогда был бы толк. А так чуда не произойдет. Интересующиеся прочтут и будут пребывать в ложной уверенности, что они, якобы, знают как надо. Это как на скрипке сыграть перед всеми. Никто от прослушивания не научится, даже если показать как пальцы ставить. ИМХО
Льющаяся мелодия скрипки может вдохновить юного слушателя встать и пойти купить скрипку. Начать.
Но другой юный слушатель подумал, - музыкант должен меня научить.
Вдохновить это хорошо
Считать что после этого вдохновления "конкурсные фотографии будут беспрерывно приносить эстетическое наслаждение" несколько опрометчиво
я здесь не первый год и не последний, думаю) И то, что я не вижу уже очень давно макро коричневой слизи - соленых грибов на тарелке... уже доставляет мне наслаждение)
Кроме всего прочего, отдача немаловажный фактор)
Нужно еще, чтобы автор был интересующимся (что уже много!) - а слово "интересующиеся", как мне кажется, подразумевает процесс)), так что может, он, процесс, и пойдет должным образом.
Чудеса, как мне кажется, иногда все же происходят с теми, кто готов к ним)). А на счет регулярных попыток - что же, как не они - участие в данном сайте-конкурсе?... Во всяком случае есть шанс...☺
Катя, хорошо с утра после праздников читать такое)) Сразу отрезвляет) У тебя был блог раньше о переводе в чб-я не путаю? Когда-то, на заре своего первого даже не ФШ, а ACDSee, я потратила кучу времени на разные варианты перевода одного и того же снимка в чб, конечно, не твоими методами)). Но разница даже и тогда была ОООчень велика! Может, ты сделаешь, как следует, "веселые картинки" - от одного клика до....?))
Ну вот... как пошло начало-то))))) Скрипку значится купили и даже пальцы переставляли)
Да, подразумевала именно так, только в том блоге я не затрагивала "зачем?"
Здесь хотела или хочу, в общем, в планах.. показать разницу между переводами... Например, как зубы модели, вдруг, становятся одного тона с кожей, чего просто не может быть даже если они одинаковые по цвету, их поверхность разная, а значит разная яркость, а значит они всегда будут различны по тону - грубый пример, но яркий.. И когда я вижу такие чб фото, я вижу лишь отвратительный чб.. и даже сюжет (в моих глазах) никогда не спасет такую ошибку...
Как хочется в Новом году избавиться от старых ошибок и не делать новые))) Помоги уж!))
ну как не делать новые?)) делать новое всегда сопровождается новыми ошибками, круг расширяется, главное не повторять старых)
:)
не смешите меня)) у меня пузик болит)
Катерина, спасибо за блог, голосую двумя руками "за"!
))
Попытка загрузить вместо котиков енотов не увенчалась успехом - они исчезли! Тут явно заговор котиков))
работает котофильтр)) только котиков можно))
Я ж только за!!!
ага я за и постишь Енотов тут же ниже))
А я очччень последовательная!))
котофильтр)))))))))))
)))
Пиши, рассказывай. Я лично буду очень благодарен за такие блоги.
готов со мной грабли разделить?)
я почти написала:) осталось самое сложное или скорее трудоемкое, вот затормозила в сомнениях
готов))) если нужна помощь какая-то помогу, чем смогу))) правда не знаю чем)))) у меня тоже все плохо и с цветом и с чб))) морально поддержу и как лаборант))
так и запишем.. кот идет первым) (вдруг там грабли? как женщина в лифт - вдруг там медведь?)
Коточайник готов :)))
чайнакот:)
Вот всегда вы серьезное дело оборачиваете котиками:))
котики наше всё! Мимикрафт рулит!)
Голосую "за". Т.е. "плюс".
а фото котика в подтверждение?))
Совсем обнищала... надеть нечего, прицепить к посту некого, шампанское и то закончилось!
если нет котика, надо под лошать косить.. всегда прокатывает))
лошаТка не даст соврать)
О! С шампусиком уже пободрее:)))
вот это скорость....
))
Вот-вот! запуталась я в этих тонах/цветах Но готова слушать и "жмать" на клавиши
все ж легко))
кот в тонах:
кот в цветах:
с клавишами вроде все и так ясно:)
Я то же помню тот твой блог, повторить не смогла....
а котики бывают разные...
так повторять и не надо)) надо вот так
Очень нужная тема. Голосую двумя руками "За"!
Делаю, чаще полагаясь на интуицию.
С удовольствием послушаю, почитаю, посмотрю...
Мы готовы к урокам )))
Если серьезно, интуиция - самое оно, если она есть и ее умеют слушать, то базы достаточно и даже более.. может быть достаточно услышать одно слово, что бы начать путь
Тоже двумя руками ЗА. А "читайте книги прошлого века" - это какие? Напишете позже?
Мне сложно сказать, так как мне это преподавали с ранних лет, и сейчас я уже затрудняюсь сказать что я знала "с молоком матери", что именно мне дали преподаватели, а до чего я догадалась сама или к чему пришла. И точно не могу сказать, с кого надо начать, что бы понимать прочитанное. Читать нужно записи художников, их теории, ненужное отбрасывать, нужное впитывать) Волков, например, "Цвет в живописи", но там это далеко не начальный уровень (насколько я могу об этом судить) ну и конечно, зависит от читающего, что он там вычитает "марксистско-ленинскую теорию" и бросит читать или теорию цвета и продолжит чтение)
Кошку забыла..
то-то я и смотрю, чего-то не хватает))
Учиться никогда не поздно. Я только "за" !!!
Готова нажимать на кнопки...
.....))
это непродуктивно, надо так:
Для меня сложно сидеть часами и переводить по твоим рекомендациям. Это не для моих глаз. Вполне успешно пользуюсь плагином Silver Efex, но с интересом почитаю о том, как цвет влияет на перевод в монохром, это пригодится)). В любом случае, я сначала что-то делаю с фотографией, а перевожу уже под конец)
вот да... сначала нужно что-то делать, а потом переводить, в том ии дело, что плагин не понимает, само собой, где должно быть светлее, а где темнее, если ему дают сплошное пятно с редкими нюансами, а так как он нюансы сам не различает, то из, скажем, 5ти цветного пятнышка делает однотонный плоский блин)
А я тоже не парюсь с переводом в чб:)) Сейчас Катерина скажет что-типа "оно и заметно":))
париться с ЧБ вообще не надо или далеко не обязательно, париться нужно с цветом (перед переводом). Именно об этом речь)
Ну так и где эта речь то уже?))
не готова еще))
Мы подождем:))))
Ждем-с) Запорошило ужО!
Куда смотрит Общество охраны животных?))
судя по всему это не 4 октября
Зато-вот! Надо отметить!) Во нахомячимся))
надо отметить, что он так за 1 день?)))
А отметить надо!:)
Странная постановка вопроса "о переводе цветного в ЧБ" или по принципу - не получилась фотография сделай ее ЧБ ? Уж лучше, если есть какая- то задумка и видится она в ЧБ исполнении, то и зачем ее переводить из цвета. И ломать голову над этим ? Часто ЧБ набирают больше балов, т. к. это круче и моднее что-ли
что бы не повторяться в словах, коих я накатала в самом блоге.. повторюсь лучше картинкой:
Катя, я уже в предвкушении!
Не верю!(с) котик где?)
Где, где? В гнезде! :)
Ой... Вот, как в "Карнавальной ночи" -превратили сурьезное мероприятие в балаган:)
а кто у нас тут первый картинку запостил?!)))))
Ой, смеюсь))
А год то не кота!!! :-)))
Пы.Сы. Против котов ничего личного!!! :-))
С цветом беда, требуются консультации и уроки!!!
)))))))
с цветом: низя куриц в красное в горошек наряжать.. вон как наклевалась гороху-та)
Хороший блог. Написано понятно и логично, увлекает.
Лично мне хочется скорее почитать практические примеры, как пример про зубы и кожу, и в определения вникнуть не лишне. Хотя и теория в небольшом количестве бодрит, встряхивает мысли. Прошлый блог про перевод в чб сложноват был для восприятия, хотя у меня появилась пара идей для моей практики.
Так что +1
Спасибо :) даже без фото котика
Зашел сегодня в галлерею в Монреале. Много фотографий в цвете и ч/б. 50/50. Отметил, что нет фотографий с большим спектром цветов. Оттенки в пейзаже главное. И везде есть белый (именно Белый) цвет.
К чему я?
В ч/б фотографии замечаю тоже, что многоцветие не выходит качественно. Тени и света главное.
Извините за непрофессиональное мнение...
светотень, как раз, отображает многоцветие) если брать "классику" конечно) есть фотографии, где пятна однотонные строят фото и т.п. это уже как раз - смотреть и видеть..
я же имею в виду, обычный случай, с классическим сюжетом и классическим построением, где есть достаточная детализация, где количество предметов не только позволяет сравнивать, а мозг же это делает автоматически.. поэтому речь идет не о позволении в градациях серого сравнивать внутри кадра предметы между собой, а о том, что бы это сравнение не выявляло дисгармонию, дисбаланс, фальшь..
объясню, каким я вижу любой снимок, на который смотрю:
исходя из поверхности и освещения предметов, а так же удаленности от камеры, автоматически понимаешь как они соотносятся друг с другом в цвете и есть ключевые моменты, которые, если неверно переведены, просто, кричат о том, что "я другой!" При этом.. запросто можно в процессе обработки его свойство поменять, но, в силу взаимосвязи со светом, менять нужно и остальное, иначе происходит нарушение гармонии. Например, если я вижу стену кирпичную, кое где облицованную глянцевой плиткой, а кое-где в меловой штукатурке, и вижу, что у автора все это в силу перевода выглядит однородной массой, я протестую.. все во мне протестует...
По поводу белого: это из другой оперы, по умолчанию, свет - белый, отсутствие света - черный.. (это будет в блоге, так что я вперед забегаю) и то и другое в кадре обязано быть, если не предусмотрено автором другое решение, обусловленное его индивидуальным видением, которое к тому же обязано быть оправдано гармонией)
и еще к слову.. я всегда и везде говорю исключительно об эстетике прекрасного) где искусство это путь к совершенству, а не наоборот. И случаи обратные - эстетики безобразного, крайне отрицаю в принятии ее))
А какого жанра фотографии тем представлены?
Продолжения уже хочется :).. со страшной силой.. Готовлюсь грызть гранит непростой науки :
"– В Пруссии я геометрию и чертёжное искусство учил, – осмелев, сказал Ваня. – Нам и про художество объясняли. Я о том говорю, что надобно правильно рисовать, по строению человеческому, по свету и закону чертежа.
– И в чём его закон? – с подозрением спросил Семён Ульянович.
– Называется першпектив, – сообщил Ваня. – Линии, что от созерцателя вглубь изображения идут, стремятся к единой умозрительной точке. А у тебя, Семён Ульяныч, смотри, они расходятся, – Ваня показал пальцем на иконе. – Храм стенами раскрыт, будто книга. Сие глазу представляется искажением.
– Ух, как растолковал! – тихо закипел Семён Ульянович. – А в чём ещё косоручие моё?
– Препорции фигуры неверны. Цвет телесный – луковый, а должно – розовый. Краски от одной к другой переменять надобно мягко и плавно. Отсветы полосками только в гравюрах изображают, а не в живописи.
– Ищо каким-нито знанием озари меня, ослятину дикошарую, – свирепо и вкрадчиво попросил Ремезов. – Ороси мою редьку росой премудрости.
Ваня не замечал, что Семён Ульянович уже клокочет.
– Понятие тени надобно иметь, – увлёкшись, говорил Ваня, – ибо любой предмет освещаем светилом, кое в мире есть совокупный источник света. Искусству надлежит быть натуроподобному. И композицию тебе следует изучить, Семён Ульяныч, для достижения гармонии в художестве…
Семён Ульяныч потихоньку нашарил свою палку и без предупреждения с размаха шарахнул Ване поперёк спины. Ваня охнул и отскочил.
– А вот тебе по хребту гармонию! – крикнул Семён Ульяныч и ринулся от своего стола к Ване, снова замахиваясь палкой.
Ваня не стал искушать судьбу – увернулся от удара и опрометью кинулся к двери, прочь из мастерской.
– Куда поскакал, учитель? – орал ему вслед Ремезов. – А плата за урок?"
" Тобол.Много званных." Алексей Иванов
пока бабушка курит трубку, дядьВася смотрит в воду))))) надо подумать)
Остановился на "просмотре телевизора". ))
Похож! ))
ну не знаюю.. центнера точно нет)
Откуда знаешь? Точно нет! Центнер + пуд ))
(Один мотор весит нехило )) )
Стопудово!))) я не подумала)
Уж полночь близится, а Германа всё нет!
Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается)))
Москва еще тоже не сразу строилась)
и вот:
"Я знаю - город будет, я знаю, саду - цвесть,
когда такие люди в стране в советской есть!"))
:)Привет Катерина! Что есть квинтэссенция написанного? Уж очень много читать:) Хотя бы тезисно:)
Здравствуй, дорогой ЭлЛес!)
Без труда не вытянуть и рыбку.. блог из трех частей.. первая эта, вторая про цвет, там еще больше написано, чем здесь... и сложнее намного, потому что терминология. и третья часть про влияние уже непосредственно цвета на чб, какой цвет как отображается на шкале серого...
Если ты эту осилить не можешь, во что я категорически не верю.. все ты можешь.. и, в которой обозначены как раз тезисы.. ))
Осилю:) Уже интересно:)
не сомневаюсь))
а вторую, как раз дописываю)