Ирина (IrinaShtolba) 5 янв. 2013 г., 00:32:45
Давно хотела собрать в одну кучу исторические и технические сведения о советских фотоаппаратах. Решила сделать это сейчас. Всего получится 4 блога с картинками – портретами фотокамер из моей коллекции (а может даже 5 блогов – чтобы не перегружать их множеством снимков, а мозги односайтовцев кучей информации). Чуть-чуть расскажу о каждой фотокамере. Надеюсь, будет не очень скучно.
Итак, немного истории советской фототехники.
Фотопромышленность в СССР развивалась нелегко, но, надо признать, что в некоторых фоторазработках мы шли не только в ногу со временем, но и перегоняли западные страны. К сожалению, как это нередко бывает, многие конструкторские идеи не нашли дальнейшего развития, и опытные модели не были поставлены на поток. Таких фотоаппаратов много, но показать их я не могу. Покажу то, что есть.
Долго думала, в каком порядке всё построить, решила разделить традиционно – по формату кадра.
Начну с КРУПНОФОРМАТНЫХ камер.
Фотокор №1 (модель единственная, но номер всё равно имеет)
Пластиночная складная камера форматом 9х12, разработка её началась в 1928 году. Серийный выпуск с 1930 (ГОМЗ- государственный оптико-механический завод). Комплектовалась объективами "Ортагоз" 4,5/135. Затвор "ГОМЗ" - центральный, междулинзовый без предварительного завода с выдержками 25, 50, 100, В и Д. В первые годы выпуска камера снабжалась импортными затворами "Компур" или более дешевыми затворами "Vario". Система наводки на резкость - по матовому стеклу и по шкале расстояний. Имелись два видоискателя: рамочный и поворотный зеркальный с уровнем. Кассеты - металлические, выдвижного типа. Габариты в сложенном виде: 160х115х64 мм., масса - 1150г – довольно тяжёлая штука. Всего было выпущено чуть более 1 млн. штук – много, однако. Выпуск прекращён в 1941 году по понятным причинам – не до этого стало. На снимке – Фотокор, кофр от него и кассета.
Турист
Пластиночная складная пластмассовая камера форматом 6,5х9 с выдвижной на распорках передней стенкой ("клап-камера"). Комплектовалась несменным объективом "Индустар-7" 3,5/105 и центральным межлинзовым затвором "ГОМЗ" с выдержками 25, 50, 100, В и Д. Наводка на резкость - по матовому стеклу и по шкале расстояний (перемещением передней линзы объектива). Фокусировка от 1 м до бесконечности. Камера имела рамочный и телескопический видоискатели; кассеты - металлические, приставные, односторонние. Габариты в сложенном виде: 134х100х60, масса 570 г. Выпускалась с 1934 года (по 1941, ГОМЗ), к началу 1939 года было выпущено 136 тыс. шт., потом - неизвестно.
Восток
Камера форматом 9х12 см. для студийных и павильонных съемок, имела тройное растяжение меха, специальные двойные деревянные кассеты с фотопластинками 9х12 см. Объектив "Индустар-51" 4,5/210, затвор отсутствовал (его функции выполняла крышка на объективе). Фокусировка по матовому стеклу. Металлический корпус. Объективная доска позволяла любые смещения и повороты, как в вертикальной, так и в горизонтальных областях, а также наклон и разворот вокруг вертикальной и горизонтальной осей. Вес камеры 3760 г. Выпускалась очень короткое время – моя модель – из самых первых – 1948 год. Последние были выпущены в 1949-ом.
На снимке – Восток и Кэнон-500Д для сравнения размеров.
не тот снимок ночью загрузила :) Вот он - Восток и Кэнон :)
ФК - 18х24
Пластиночная складная камера выпускалась в двух вариантах: форматом 13х18 см. и 18х24 см. Моя – большая, о ней и расскажу. Объектив "Индустар-13" 4,5/300 (позднее назывался "Индустар-37"). Затвора у камеры не было, наводка на резкость по матовому стеклу с помощью кремальеры, передвигающей кассетную часть. Кассеты - деревянные, двойные. Камера форматом 18х24 см начала выпускаться на "ГОМЗ" в 1931 году. В 60-е годы обе эти камеры выпускал один из Московских заводов, а в 1969 году их производство было переведено на Харьковскую фотофабрику. Камеры харьковского производства маркировались: ФКД 18х24, ФКП 18х24.
Наверняка на сайте есть те, кого в фотоателье фотографировали такой замечательной штуковиной.
Для сравнения размеров - на втором снимке - Смена-8М
Теперь – о МИНИАТЮРНЫХ камерах. Все они имели размер кадра меньше стандартного, привычного нам 24 х 36 мм.
Циклокамера
Самый старый из моих миниатюрных фотоаппаратов.
Камера выпускалась примерно с 1937 (возможно, с 1935-го) по 1940 год артелью «Новая школа» и была рассчитана на квадратный кадр размером 24х24 мм (65 кадров на обычной пленке). Конструкция фотоаппарата - деревянный корпус ящичного типа со встроенным зеркальным видоискателем. Транспортировка обычной 35-мм пленки – с помощью специальной металлической выдвижной заслонкой, захватывающей пленку на один кадр. Затвор имел выдержки 1/50 и "В". Объектив с фокусом 38 мм имел диафрагмы 6,3 и 9,6. Очень хотелось мне поснимать этой игрушкой, но она чуть живая, да и механизм транспортировки плёнки так заржавел, что только погубит плёнку.
Киев-Вега (1960 - 1962, завод "Арсенал")
В камере использовалась как перфорированная, так и неперфорированная 16 мм пленка. Формат кадра 10х14 мм (20 кадров в одной кассете). Объектив "Индустар-М" 3,5/23,1. Сменной оптики не предусматривалось – ну куда?! Фокусировка от 2м до бесконечности. Затвор шторный металлический с выдержками 30, 60, 200. Наводка на резкость постоянная – то есть – не наводилась – прям так снимали. Видоискатель оптический. Транспортировка пленки и взвод затвора происходил одновременно при резком выдвигании камеры из наружного кожуха. Имелся также счетчик кадров с обратным отсчетом. Весит такая игрушка 180 г.
Вега-2 (1961 – 1964)
От предыдущей камеры отличался возможностью фокусировки по шкале расстояний от 0,5 м до бесконечности, а также увеличенным количеством кадров в одной кассете - 30.
Киев-30 (1975 - 1983, з-д "Вега" (г. Умань), завод «Арсенал»)
Предназначалась для съемки на неперфорированную 16 мм пленку. Формат кадра 13х17 мм. Объектив "Индустар-М" 3,5/23. Имела калькулятор экспозиции в виде символов погоды с ручной установкой экспозиционных параметров. Видоискатель рамочный, наводка на резкость по шкале расстояний от 0,5 м до бесконечности. Имелся счетчик с ручной установкой первого кадра. Использовались специальные двухсекционные кассеты типа "Минольта-16" емкостью 25 кадров. Обратной перемотки не требовалось. Габариты: 28х46х86, масса 190 г.
Нарцисс (выпускался в 1961-1965, КМЗ – Красногорский механический завод)
Зеркальная (о, как!) камера в металлическом корпусе, рассчитанная на 16 мм неперфорированную пленку - 25 кадров форматом 14х21 мм. Штатный объектив "Индустар-60" 2,8/35 (или "Вега-М1" 2,8/35). Сменная оптика: "Мир-5" 2/28; "Мир-6" 2,8/28; "Юпитер-17" 2/50. Крепление оптики - на резьбе М24х1. Затвор шторно-щелевой с выдержками 2, 4, 8, 15, 30, 60, 125, 250, 500 + В. Установка выдержек - при взведенном затворе; взвод затвора курком. Вес 350 г., габариты: 100х63х52. В комплекте также шли: переходное кольцо для оптики М39, кольцо для макросъемки, специальные кассеты и спираль для проявочного бачка. Всего было выпущено 10939 шт.
Чайка (1965-1967) - назван в честь В. Терешковой, Чайка-2 (1967-1972, БелОМО – Белорусское оптико-механическое объединение)
Полуформатная камера (72 кадра форматом 18х24 мм на обычной 35 мм пленке), имевшая металлический корпус с откидной задней крышкой. Жёстковстроенный объектив "Индустар-69" 2,8/28 с фокусировкой по шкале расстояний
Центральный залинзовый затвор имел выдержки от 1/30 до 1/250 и "В". Имелся также счетчик кадров с автоматическим сбросом и синхроконтакт. Первой модели было выпущено 171400 шт. "Чайка-2" от предыдущей модели отличалась внешней отделкой и тем, что объектив камеры был съемным. Второй модели было выпущено 1250000 шт.
Чайка-3 (1971-1973, БелОМО)
Несколько изменён внешний вид, взвод затвора переведён на нижнюю крышку. Камера имела встроенный экспонометр, диапазон вводимой светочувствительности от 16 до 500 ед ГОСТ. Видоискатель оптический, со светящейся рамкой и параллактическими отметками. В диапазоне выдержек отсутствовала "В". Габариты: 118х86х52, масса 500 г. Выпущено 600 тыс. шт.
Чайка-2м (1972-1974, БелОМО)
Вариант камеры "Чайка-3" с рычажным взводом, но без фотоэкспонометра. Снова появилась выдержка "В". Всего выпущено 351 тыс. штук.
:)))) прям портрет на фоне достопримечательностей :)))))))))))))
.... не видел просто этот блог..( - начал с 3-го читать....
... а что ... это всё из Твоей коллекции камеры.... это же музей целый...
:) Ага, коллекция большая :) пополняется ещё - сейчас 3 камеры жду :) Планирую в музее нашем каком-нить выставку устроить :)
наверное кучу денег потратила...
:0 ужас, какую кучу! :) но бОльшая часть покупалась на рынке за копейки, это только сейчас через интернет и дорого :)
... у меня Камера-обскура есть - надо ?
:) надо :) но не верю, что есть НАСТОЯЩАЯ :) показывай!
.. в комнате окно заколочено, а там дырка - но продаю в нагрузку ещё две комнаты, кухню, балкон , клозет......
:))) о цене договоримся? :))) в этой камере-обскуре можно и музей фототехники разместить :) Только мне к ней ездить далеко :)
.. да там жить можно..........
:) уже всё придумала - Катерину приглашаю там жить :)Вот только поднакоплю на недвижимость в столице, и сразу куплю! :)
)))))))))) как тут весело))))))
:) О, отлично :) могу купить у Андрея камеру-обскуру плюс 2 комнаты впридачу, а тебя смотрителем взять :) Будешь за музеем присматривать, билетики продавать, а своих так пускать :))))
Вот как только разбогатею.....
я согласная))) а устроить подпольную продажу бодяжной фанты, можно?))))))
фи... Катерина..... Откуда такие наклонности?!
побойся.... гусеничек!!
так содержать же музей и облагораживать, на что-то надо?))) а еще и икры охото.))))))))
ИКРЫ?! скромнее надо быть. скромнее :))) увольняю тебя нафиг, пойду искать того, кто не так дорого обходится и икры с фантой не просит :)
ээ.. что значит увольняю?))))))) теперь мне по закону полагается сначала отпуск отгулять и первую зп получить!)))))))))))))))) :Р
ЗП - это задний план? я правильно поняла? Тогда не "ЗП получить", а "ПО ЗП получить" :)))
)))))))))))))) Иришка, вот нельзя прям, без присмотра оставить, ну ни одну деталь, поймаешь, и настучишь по ней!))) восхищаюсь)
:))))))))))))))))))))
вот-вот, и как такой задорной улыбке можно противостоять?)))
а ты и не противосто.... не противостой? не противостояй? вот ведь, запутала старушку! :)
противообстоятельновость)) во!)))
Весна (1962 – 1964)
Объектив "Т-22" 4,5/40 с центральным затвором и выдержками от 1/8 до 1/250 сек. и В. Наводка на резкость - по шкале расстояний, пределы фокусировки от 1,3 м до бесконечности; видоискатель телескопический. Корпус камеры пластмассовый, размер кадра 24х32 мм, (на стандартной пленке помещалось до 41 кадра). Варианты выпуска отличались оформлением.
ФЭД-Микрон (1968-1985, Харьковский з-д ФЭД)
Полуформатная (18х24 мм) автоматическая (на селеновом светоприемнике) шкальная камера в металлическом корпусе. Объектив "Гелиос-89"; затвор центральный, залинзовый. Взвод затвора курковый, сопряженный с перемоткой пленки на один кадр. Ввод светочувствительности от 16 до 250 ед. ГОСТ. В поле зрения видоискателя видны символы шкалы расстояний и отрабатываемые выдержки. В случае невозможности произвести съемку (например, недостаток света) спусковая кнопка блокируется. При желании можно перейти на ручной режим. Для съемки со вспышкой есть синхроконтакт. Размеры 50 х 73 х 118мм, масса 450г. Выпущено около 110 тыс. штук.
Зоркий-12 (1967 - 1968, КМЗ)
Полуформатная (18х24 мм) автоматическая (автомат от выдержки) шкальная камера, выпущено их было очень мало. Она была рассчитана на зарядку специальными кассетами системы "Рапид" (27 кадров форматом 18х24 мм). Снабжалась объективом "Гелиос-98" 2,8/28 с центральным затвором, действующим с двумя выдержками: 1/30 и 1/125 сек. В ручном режиме работала с выдержкой 1/30. Имелся синхроконтакт. В видоискателе светящаяся рамка.
Агат-18К (1988-?, БелОМО)
Полуформатная шкальная камера, снабженная объективом "Индустар-104" 2,8/28, имела центральный затвор-диафрагму с установкой экспозиции по символам погоды. Корпус пластмассовый, для зарядки раскладывается на две части. Видоискатель оптический со светящимися рамками. Обратная перемотка рулеткой, синхроконтакт. Модель "18К" отличалась от основной модели (Агат-18) возможностью зарядки в две кассеты и блокировкой спусковой кнопки при надетой крышке объектива.
СРЕДНЕФОРМАТНЫЕ камеры :)
Самые известные из них – камеры «Москва».
На базе фотоаппаратов Цейсс-Иконта, которые поступили в страну для производства в счет репараций в 1946 году была создана камера Москва-1.
Она имела металлический корпус с откидными передней и задней крышками. Снабжалась объективом "Индустаром-23" 4,5/110 с центральным затвором "Момент-1", выдержки были 1 сек. - 1/250 + "В". Фокусировка осуществлялась вращением передней линзы с использованием шкалы расстояний (от 1,5м до бесконечности). Видоискатель - телескопический (оптический, откидной). Спусковая кнопка снабжена блокировкой против повторной съемки на один кадр. (к сожалению, никак не могу её найти, а рассказала. Потому что Москва-2 мало отличалась от первой модели)
Москва-2 (выпускалась в 1947-1956 гг.)
отличалась внешней отделкой и наличием дальномера с клиновым компенсатором, механически связанным с перемещением объектива. Всего их было выпущено 197640 штук. В камерах "Москва-1" и "Москва-2" в 1946-1947 годах использовались импортные центральные затворы "Компур" и "Компур-рапид" с автоспусками.
Москва-5 (1956-1960)
Последняя модель в серии фотоаппаратов "Москва". Комплектовалась объективом "Индустар-24" 3,5/105, позволяла делать кадры 6х9, 6х6. Наводка на резкость по дальномеру, сопряжённому с перемещением оправы передней линзы. Видоискатель оптический складной. Камера имела механизм блокировки от двойного экспонирования кадра. Затвор "Момент-24С" с выдержками от 1/250c до 1 сек. + В был оснащен автоспуском и синхроконтактом. Всего было выпущено 216457 шт.
Эстафета (1959-1958 ГОМЗ; 1959-1961 Минск "Вымпел", 1958-1959 ГОМЗ)
Разработка завода ГОМЗ первоначально включала в себя прототип в виде тубус-камеры форматом 6х6 см. Прототип был, по-видимому, дальномерным, снабжался объективом Т-35 4/75 (с вращающейся передней линзой для наводки на резкость по шкале расстояний) и центральным четырехлепестковым, внутрилинзовым затвором с выдержками 1/8 до 1/250 + "В". "Эстафета" имела такие характеристики: предел фокусировки - 1,3м - бесконечность. Видоискатель - прямой оптический. Выпускалась вставная кадровая рамка для формата 4,5х6. Блокировки от дубль-экспозиции на один кадр не было. Вес камеры - 630г. В Минском варианте выпущено около 9 тыс. штук.
Искра-2 (1961-1964, КМЗ)
Камера форматом 6х6 см. (копия Zeiss Super Ikonta IV и Agfa Isolette), имела металлический (алюминиевый) корпус с раздвижным мехом, совмещенный видоискатель-дальномер, автоматический счетчик кадров. База дальномера 55 мм, увеличение 0,74х. Задняя крышка съемная. Объектив Индустар-58 3,5/75 с выдержками 1с - 1/500 + В. Предел фокусировки - от 1м до бесконечности. Имелись автоспуск, синхроконтакт, а также блокировка от двойного экспонирования кадра. Габариты 152х110х48. Было выпущено 38722 шт
Киев-88 TTL (1979 - ?, "Арсенал")
Фотоаппарат комплектовался объективом "МС Волна-3В" 2,8/80. Камера имела пентапризму с TTL-замером. Фокусировочный экран с клиньями Додена и микрорастром, центральным х-контактом. Затвор шторный, металлический, механический. Выдержки: от 1/2 до 1/1000, синхронизация на 1/30. Диапазон вводимой светочувствительности 16-500 Ед. ГОСТ. Габариты: 175х115х160.
Киев-60 TTL (1984, "Арсенал")
Камера форматом 6х6 см с байонетным креплением объективов, унифицированным с байонетом "Пентакон". Фотоаппарат имеет шторный матерчатый затвор с выдержками 1/2 - 1/1000с + В, шахтный и призменный видоискатели. Киев-60 TTL отличался от предыдущей модели (Киев-6 С) спусковой кнопкой, расположенной справа от объектива; улучшенной работой механизма транспортировки пленки. Диапазон вводимой светочувствительности 16-500 Ед. ГОСТ. Штатно комплектовалась объективом "Волна-3Б" 2,8/80 или "МС Волна-3Б". Воспроизведение кадра в видоискателе - 90%. Габариты: 172 х 157 х 140.
Салют-С 1972-1979, "Арсенал"
Сначала – про Салют – камера с форматом кадра 6х6 см. модульной конструкции со сменными объективами, видоискателями и кассетными блоками (типа "Хассельблад"). Фотоаппарат имел шторный фокальный затвор с металлическими гофрированными шторками из нержавеющей стали с диапазоном выдержек от 1/2 до 1/1500 с и В, автоспуск и синхроконтакт с регулируемым временем упреждения; Х и М-контакты. Фокусировочный экран видоискателя - матовое стекло с линзой Френеля и клиньями Додена в центре. "Салют-С" имел следующие отличия: введён механизм прыгающей диафрагмы без предварительного взвода, комплектовалась объективом "Вега-12В" 2,8/90. "Салютов" выпущено около 50 тыс. штук, "Салютов-С" - около 30 тыс. штук.
При этом Салют сейчас найти сложнее (и стоит он дороже), чем Салют-С.
Любитель (1950-1956 ЛОМО – Ленинградское оптико-механическое объединение)
Двухобъективная зеркальная камера форматом 6х6. Фотоаппарат снабжался трехлинзовым объективом "Т-22" ("Триплет") 4,5/75 с центральным затвором (ЗТ-5, трехлепестковый), дававшем выдержки в интервале от 1/10 до 1/200 и "В". Наводка на резкость с зеркальным отражением на матовое стекло осуществлялась объективом видоискателя, который был кинематически связан со съёмочным объективом. Пределы фокусировки от 1,3м до бесконечности. Габариты: 95х90х125, вес-570г. Выпущено 1 361 110 шт.
Любитель-166у (1983 – 1996 ЛОМО)
Камера имела возможность получать снимки двух форматов - 6х6 и 6х4,5. На задней стенке появилось дополнительное смотровое окошко для формата 6х4,5 см. Этой модели было выпущено 412 187 шт.
Комсомолец - 1946-1951, ГОМЗ
Двухобъективная зеркальная камера форматом 6х6, на базе которой в дальнейшем выпускалась серия "Любителей". "Комсомолец" снабжался объективом "Т-21" ("Триплет") 6,3/80 с центральным затвором, дававшем выдержки 1/25, 1/50, 1/100 + В. Объектив видоискателя - типа ахромат с параметрами 4,5/75. Наводка на резкость по шкале расстояний и зеркальному видоискателю. Пределы фокусировки - от 1,5 м до бесконечности. Первые выпуски имели счетчик кадров с блокировкой перемещения пленки на один кадр (механизм размещался в правой части корпуса). Всего было выпущено 306 743 шт.
На фото - Комсомолец и Любители :)))
Школьник (1962-1969, Минский механический з-д им. С.И.Вавилова)
Шкальная тубус-камера форматом 6х6 см. Была снабжена двухлинзовым жестковстроенным объективом 8/75 с диафрагмами 8, 11, 16, сфокусированном на гиперфокальное расстояние (резкость от 3,5 м до бесконечности). На диафрагме 16 обеспечивалась глубина резкости от 2,5м до бесконечности. Видоискатель оптический, телескопический с увеличением 0,45х; устройства для наводки на резкость нет. Затвор упрощенный, центральный залинзовый с двумя выдержками - В и М (1/60). Имелся х-контакт. Вес камеры 180г. Общее количество выпущенных камер составило 550 тыс. штук.
Этюд (1969-1984, КМЗ, затем БелОМО)
Простая (детская) бокс-камера форматом 4,5х6 см., пришедшая на смену "Школьнику". Корпус пластмассовый, объектив однолинзовый пластмассовый мениск 11/60 с защитным стеклом. Угол поля зрения - 62 градуса. Наводки на резкость нет, т.к. объектив жестко установлен на гиперфокальное расстояние от 4,2м до бесконечности. Затвор с выдержками "М" и "В". Видоискатель - телескопический с увеличением 0,6х. Размеры 65 х 90 х 130мм, масса 350г. Выпущено более 1,5 млн. штук. Стоила эта игрушка 7 рублей, и покупали её школьникам, начинавшим свой путь в фотографии.
Очень интересны стереофотоаппараты и панорамные камеры.
Спутник (1955-1973, ГОМЗ – ЛОМО)
Представлял собой объединенные в одном пластмассовом корпусе с зеркальной шахтой два фотоаппарата "Любитель-2". В результате съемки получалась стерео-пара из двух кадров 60х60 мм. Оптика: "Триплет" Т-22 4,5/75, объектив видоискателя 2,8/75. Предел фокусировки от 1,3 м до бесконечности. Центральный затвор (трехлепестковый ЗТ-5) отрабатывал выдержки 1/200, 1/100, 1/50, 1/25, 1/10 - в ранних моделях; (и 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15 в более поздних). Наводка на резкость - по матовому полю в центре коллективной линзы зеркального видоискателя, над которым расположена лупа. Имелся х-контакт; вес 900г. Всего было выпущено 84 063 шт.
и перемотка пленки была ручная не фиксированная
:) Посмотрела - точно! Так ведь неудобно!
Ирина вы правы, очень неудобно. снял лиш одну ленту 9 кадров. и "выбросил" аппарат
Мне кажется, можно было бы приспособиться :)
особо не трудился. мне было 12-13 лет фоткал на смена 8м и вполне хорошой чайка 2....
самое главное забыл написать - вы молодец, нет слов.
:) Стараюсь! :) Спасибо :)
ФТ-2 (1958-65гг, КМЗ)
Панорамный фотоаппарат для 35мм плёнки дающий формат кадра 24х110 мм был разработан известным конструктором стрелкового оружия Токаревым (Фотоаппарат Токарева). На одной плёнке помещалось 14 снимков. Комплектовался объективом "Индустар-50" 3,5/50, панорамирование достигалось поворотом объектива на 120°. Фокусировался - от 20 м до бесконечности. Видоискатель рамочный, устройства для наводки на резкость не было, имелся счётчик кадров и уровень. Комплектовался двумя специальными кассетами. Габариты: 140х110х60, вес 980 г.
Всего было выпущено 16662 шт. ФТ-2 продавалась и на внешнем рынке под марками дистрибьютеров: Spiratone, Panorama (США), Spaceview (Франция) и под собственным именем: FT-2.
Горизонт (1967-1973, КМЗ)
Панорамный фотоаппарат для 35мм плёнки, формат кадра 24х58мм, на стандартной пленке - 22 кадра. Объектив - "ОФ-28П" 2,8/28 мм., возможность диафрагмирования до 16; выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250. Металлический хромированный корпус. Видоискатель оптический с уровнем, съёмный. Всего было выпущено 49849 штук.
И, наконец, последняя в этом блоге - камера ОДНОСТУПЕННОГО ПРОЦЕССА :)
По большому счёту, это советские «полароиды». Было две модели – Момент и Фотон. У меня есть только первый.
Момент (или ФТФ-50) выпускался в 1952 - 1954 (ГОМЗ)
Металлическая складная камера с однократным растяжением меха форматом 8 х 10,5 см. Комплект для зарядки этой камеры содержал 8 снимков чувствительностью 35 ед. ГОСТ. Фотоаппарат комплектовался трёхлинзовым объективом "Триплет», видоискатели рамочный и зеркальный. Центральный междулинзовый затвор имел выдержки 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 и "В"; Фокусировка - от 1 м до бесконечности. Масса камеры около 2-х кг. Было выпущено менее 9000 экземпляров, после чего выпуск был прекращен, т.к. фотокомплекты для этой камеры выпускались с большими перебоями.
Если честно, то и сами фотоаппараты было не достать.
:)))) Для тех, кто не заснул, читая этот блог - через несколько дней расскажу про советские 35-ти-миллиметровые дальномерки :)))
Ирина, спасибо. Очень интересно и познавательно.
:) продолжение следует :)
Жду с нетерпением)
Ух ты, интересно то как....Ириш, ты молодец, но где все это хранить??? если нет студии...
:) так мы не предполагали, что "этого всего" будет так много :)))
Когда ремонт сделали, муж стенку купил, а посуду выкинули :)))) Большие камеры - только Восток и ФК, ФК я сложила :)
...ой нет, посуда только через мой труп, я фанатка посуды...мы когда переезжали столько всего выкинули, я подумала, а ведь все это занимало место и немалое....конечно ради увлечения можно пожертвовать чем то...в Питере я бы конечно нашла куда это все положить, места много, а вот в Москве, засада....
:))) это на тему "Москва не резиновая" - фотики не помещаются :)))
...примерно так, ой смеюсь....но мы просто так не сдаемся....
Ириша! Падаю ниц, целую ручки (как Папе Римскому), снимаю шляпу и остатки волос с ней вместе!!!!!!! Спасибо!!!!! Но вот пить-есть из фотоаппарата или кофра - это ваще круто!)))))
:)))) не надо снимать волосы вместе со шляпой!!! Как говорил ослик Иа - "душераздирающее зрелище!" :)))
Насчёт пить - есть китайский стакан в форме объектива :)))) Посуда переехала на кухню, там ей и место :))
И все обитатели квартиры, как я понимаю))))))
Теперь я понимаю, как ты в каждом конкурсе выигрываешь - "Знания - Сила"!))))))
:))))))))))) все обитатели квартиры просто обязаны поддерживать меня :) Дети многими фотоаппаратами снимали :)
...не, не выигрываю :) как-то это не взаимосвязано :)
Ирина,очень интересно! Спасибо большое! Жду продолжения истории)))
:) уже готовлю :) много информации, пытаюсь сократить, чтобы было читаемо и удобоваримо :)
)))))))))))))))
Спасибо экскурс в историю фототехники времен СССР, мои знания по этому вопросу расширились. Малая (очень) часть аппаратуры того периода есть в семье, с частью фотоаппаратов сталкивался в быту.
:) Рада, что получилось интересно, скоро продолжу :)
Очень интересно и познавательно Ирина ! Умница !
Спасибо, Вадим :) Скоро сделаю дальномерные, потом - шкальные, зеркальные, немножко специализированных и разные мелочи, типа экспонометров :)
Ирина, у меня вопрос к тебе...
Ты коллекционируешь только советские камеры ? Или ?
:) Только советские :)
И их-то так много, что все не найти и не купить :)
Немного жаль... А то я хотел коллекцию твою пополнить. В этом или в следующим году я буду в России, там у меня две камеры где-то валяются, годов 50-60...
Интересное у тебя увлечение !
:) у меня тоже случайно есть 2 или 3 немецких камеры - может, поменяюсь с кем-нибудь на советские :) Спасибо за предложение, Вадим :)
Это случайно получилось - учили детей снимать сначала Зорким и Сменой, потом Зенитом, а потом стало интересно посмотреть отличия разных камер, стали покупать (в комиссионке и по объявлениям) - так и коллекция получилась в итоге :)
Ирочка, большое тебе СПАСИБО!!! Очень познавательно.
Поздравляю тебя с Новым годом и Наступающим Рождеством!!! Успехов тебе во всем и много-много счастья!!!)))
Взаимные поздравления, Людмила!
Здоровья и счастья!
Ирина, спасибо большое! С наступающим Рождеством! Много информации и воспоминаний! Прошёл когда-то некоторые фотоаппараты из упомянутых Вами, а дома в шкафу до сих пор лежат в рабочем состоянии "Киев-4" (со съёмным объективом "Гелиос-103") и "ФЭД5в" со съёмным объективом "Индустар-61л/д". Иногда появляется желание прикупить адапторы и приспособить объективы к своему нынешнему Panasonic, но в Интернете на форумах нет достаточной информации о такой целесообразности. Может быть кто-то подскажет? И вот ещё, интересно узнать начал ли кто-нибудь коллекционировать современные цифровики (мыльницы и зеркалки)?
:))) У дальномерок резьба М39 - надо сначала переходник на 42-ю выточить, потом купить адаптер на байонет - нецелесообразно :) Хотя оптика неплохая :)
Сомневаюсь, что кто-то коллекционирует современные цифровики - зачем? :)
Очень интересный исторический экскурс!:)
Не ожидал, что такое огромное количество фотокамер было у нас в СССР!:)
Спасибо огромное за труд!:)
:)))))))))))
У меня фотокамер больше сотни, выпускалось около двухсот моделей, но многие не пошли в серийный выпуск :)
Очень познавательно. Спасибо. Ещё бы пробные фото :)
:))) Спасибо :) Про пробные фото я думала, но это займёт слишком много времени, а потом - это махровый СА, который не хочу светить в ынете :)
И третья причина - пробные снимки есть не со всех, конечно же камер :)
Не настаиваю :). Интересно не содержание фото, а общее впечатление от снятого кадра : рисунок объектива, впечатления от процесса проявки и печати, удобство использования. Желание вернуться к аналогу появляется регулярно, но без грамотной фотопечати это нмв не имеет смысла. А с камерой в принципе определился - Олимпус ОМ 1 или ОМ 2.
Сейчас для того чтобы купить плёнку, проявители и т.д. - мне надо мчаться в столицу :) да и фотопластинок не найти :) в общем - пробные снимки - это отложим на будущее :)
Это идея ! Идея для Ирины.
Сначала составляем бизнес-план, нанимаем "технаря", который доводит до рабочего состояния несколько десятков камер...
Проводим рекламную компанию и... Планку не снижаем ! Прокат старых фотокамер !!! Только за валюту !Фотохудожники будут выстраиваться
в очередь... Ирине одного бухгалтера явно не будет хватать... Нанимаем трёх, нет, пять... Ну, это так , на первое время... :))
:))))))))))))
Да ...интересно было познакомиться с историей....Спасибо за ликбез. !
:) Спасибо, Ольга :) Почему "было интересно" - всё ещё впереди :)
ЭТО ПРОСТО АФИГЕТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Иришка! Необыкновенно интересно! И подано отлично!!!
:))) "подано" скучно по-моему :)))
НЕТ!!! Так как надо!!! Все четко, ясно, максимум информации в минимуме слов!
:) ну и отлично :)
Да... я сам не знал, что такие фотоаппараты были у нас :).... так как у меня было заграничное детство, первый фотоаппарат, на который я фотографировал, был Фуджи, настоящий японский :)... а вот какой у отца был тогра советский я не помню, но зато проявочный станок у нас остался до сих пор :) .....
а вот кстати Фуджи решили новые технологии загнать в старый бокс :))) hi-tech.mail.ru/review/misc/fujifilm_x-e1-review.html
:)))))))))))) а мы о Фуджи могли только мечтать..... :)
потом шпиЁнский фотик покажу! :)))
это тот который масенький и фотографирует колпачком? :)
:) нет, в этом блоге нет специализированной техники - будет в четвёртом :)))) жди и надейся :)
ОЧЕНЬ интересно и познавательно!!!
Ира, какая у тебя замечательная коллекция! :-))
Блог очень интересный, познавательный, узнала для себя много нового... )
Жду с нетерпением продолжения! :-)
:) Спасибо, Настя! Как раз продолжение сейчас и готовлю :) Думаю, что 8 января утром уже будет :)
Ириша, так интересно! Всё-таки коллекционирование невероятно увлекательная штука!))) А я стала обращать внимание, что в антквариатах и комиссионных у нас прямо в ящиках навалены старые камеры лежат. Не залезала туда ни разу, но вот теперь озадачилась - может, прикупить парочку для натюров?)))))
:) Не знаю, как у вас, но в наших антикварных цены СТРАШНЫЕ! :) Для натюров посмотри лучше на барахолке :) Или могу прислать тебе Агфу 1936 года - как Москва выглядит :)
Цены в антикварных у нас нереальные! Я присматривала себе ручную кофемолку, спросила цену - чуть сознание от ужаса не потеряла - почти 100 баксов дядька запросил. На мой вопль "Побойтесь Бога" он чуть меня не послал))). В итоге этим летом я скромненько прикупила в секонд-хенде за 6 долларов, папа мне её почистил, лаком покрыл - такая прелесть стала!)))
Я поспрашиваю ради интереса цены на старые фотики))
Ирина, спасибо! Сильно интересно.
Спасибо, Юрий Продолжение следует :)
Ира, есть такой :)? photoschool.narod.ru/zorki-4.html
:)))) Не просто есть такой - Зоркий-4 - это мой первый фотоаппарат :) Мне его папа подарил :) До сих пор жив-здоров, можно снимать :)))
Ирина, Зоркий 10 есть? Если нет-могу Вам его отдать.
Спасибо, Татьяна! Есть :)
во втором, кажется, блоге :) через мою страничку можно посмотреть все пять, если интересно :)
Новенький :)
ФЭД-стерео (1988 - 1991)
Камера, созданная на базе Фэд-Микрон-2, давала 21 стереопару, по 2 кадра в каждой паре (1 кадр - 24х30 мм) на стандартной 35-мм пленке. Стереобаза - 63,4 мм. Снабжалась двумя объективами "Индустар-81" 2,8/38 с пределами фокусировки от 1 м до бесконечности. Затвор центральный (двухлепестковая диафрагма-затвор). Изменения пары выдержка-диафрагма происходит по жесткой программе. При выдержке "В" отрабатывается диафрагма 2,8. Курковый взвод, синхроконтакт. Наводка на резкость - по метражной шкале и символам. К концу 1991 года было выпущено 918 шт.
А его я помню, по журналу "Советское фото", но уже в юном возрасте понимал: бумага -ВСЁ, 3D- обман зрения и больные глазки:-))
Всепонимающий Роман
И фото-стерео обман :))
Да , да... ещё модно было Роман-газетой обзываться: -))
Малютка (1939-1940, ГОМЗ)
Камера давала квадратный кадр размером 24х24 мм. Корпус пластмассовый со съемной задней стенкой. Сверху - оптический видоискатель с увеличением 0.4х и головка перевода пленки. Объектив - простая линза ("мениск") - 9/38, не фокусируется, угол поля зрения по диагонали - 48°. Глубина резкости от 2 м до бесконечности. Затвор - центральный, залинзовый, однолепестковый ("секторный") без предварительного завода. Габариты: 76х60х46 мм, вес 75г. "Малютка" имела корпус со встроенным указателем передвижения пленки на 1 кадр и была рассчитана на получение 32 кадров. Затвор с выдержками 1/30 (по другим данным 1/50с) и "В".
Go pro снимающее только фото, почти сто лет назад:-))
ага, крохотульки чуть больше спичечного коробка :)
А. да - тут так и показала :))
Москва-1 (1946-1949, КМЗ)
Камера была создана на базе фотоаппаратов Цейсс Иконта форматом 6х9см, которые поступили в страну в счет репараций. Имела металлический корпус с откидными передней и задней крышками. Снабжалась объективом "Индустаром-23" 4,5/110 с центральным затвором "Момент-1" с выдержками 1 сек. - 1/250 + "В". Фокусировка осуществлялась вращением передней линзы с использованием шкалы расстояний. Видоискатель - телескопический (оптический, откидной). Спусковая кнопка снабжена блокировкой против повторной съемки на один кадр. Пределы фокусировки от 1,5м до бесконечности. Всего было выпущено 31632 шт.
Киев 6С (1971-1980 Арсенал)
Камера форматом 6х6 классической зеркальной компоновки с байонетом "Пентакон". Фотоаппарат имеет фокальный шторный матерчатый затвор с выдержками 1/2 - 1/1000с + В (синхронизация на 1/30). Объектив "Вега-12Б" 2,8/90, шахтный и призменный видоискатели . Особенностью камеры была расположенная слева спусковая кнопка, вызывавшая неудовольствие многих фотографов.
Как и другие среднеформатные Киевы, 6С продавался в жёстком кофре, где возлежал на красной сафьяновой подушечке :)))
Я была очень удивлена, когда узнала, что с 1989 года в Москве, на совместном предприятии «Светозор» по лицензии фирмы Polaróid (США) выпускались две модели камер одноступенного процесса - «Polaróid Supercolor 635CL» и «Polaróid 636 Closeup»! Они отличались только формой корпуса.
Фотоаппараты предназначались для широкого круга людей, простота в эксплуатации позволяла получать снимки, даже не зная теоретических основ фотографии.
Привлекательной была ненужность лабораторной обработки фотоплёнки, фотопечати и работы с фотобумагой, радовала возможность немедленно после съёмки получить готовую цветную фотографию.
Кассета рассчитана на получение 10 цветных фотографий с размером кадра 78×79 мм. Корпус — из ударопрочной пластмассы, с встроенной фотовспышкой на поворотном кронштейне. В кассете находилась и электрическая батарея для питания электропривода, вспышки и экспонометра. Автоспуск и штативное гнездо отсутствовали.
Комплектующие выпускались на оборонных предприятиях Советского Союза и Российской Федерации. Во второй половине 90-х годов выпуск этох камер прекратился.
На фото: сложенная камера. готовая к транспортировке, Камера, готовая к съёмке, Камера, готовая к зарядке кассеты :)
Вот ещё у меня новая игрушка :)))))))))))))
АРФО-2А
Московская артель "Фототруд"
Камера АРФО-2А – такая же, как предыдущая модель – АРФО-2, только с объективом «АРФО». Название АРФО появилось в 1933 году, до этого было ЭФТЭ. Все эти камеры выпускались московской артелью «Фототруд», имели формат кадра 9х12 см, одинарное растяжение меха и откидной рамочный видоискатель. Камера "ЭФТЭ-2" - первый советский фотоаппарат, полностью собранный в СССР из собственных комплектующих.
Всех моделей ЭФТЭ и АРФО было выпущено около 50 000 штук.
А вот совсем недавно новую игрушку приобрела - прямо к выставке! Поставили её там на полочку, 151-ый фотоаппарат коллекции.
С чистой совестью в пресс-релизе написали: "...более 150-ти фотоаппаратов" :)))