Вопрос композиции и компоновки кадра очень сложный, но попробую пролить свет на этот вопрос. В этом мне помогут детские рисунки, ведь недаром говорят, что устами младенца глаголет истина.
Перед тем как рассматривать эту тему ответим на один вопрос. Что такое фотография? Можно сказать, что Фотография это формирование сохраняемого изображения на поверхности, содержащей слой светочувствительных веществ с помощью воздействия на него (слой) потока отраженного запечатлеваемым объектом света, как правило преобразованного (сфокусированного) оптической системой.
На самом же деле Фотография это набор линий и пятен. Посмотрите на любую фотографию (особо не всматривайтесь в сюжет и содержание) и Вы увидите различные пятна, разной конфигурации, цвета, яркости, линии – прямые, ломанные, изогнутые, прерывистые и т.д. Отсюда и вытекает главная задача фотографа скомпоновать линии и пятна в некий рисунок, имеющий смысл, т.е. создать сюжетную линию, воплотить в фотографию свой творческий замысел.
Все мы в детстве брали в руки карандаши и краски и пытались изобразить, то что видим. Это потом прочитав множество книг, поимев огромный жизненный опыт, говорим «Ах как наивно и неумело нарисовано (изображено)». Но так ли это наивно и неумело? Детский мозг лишен различных предрассудков, он не знает ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ! Он не знает про завал горизонта, про контрастность и цветность. Но в тоже время он интуитивно чувствует гармонию окружающего мира и может быть неумело, но очень удачно компонует рисунки.
Давайте по порядку.
Вот рисунок 4-х летнего ребенка. Линия горизонта без завала. Яркий объект (пятно) не в центре (в отличие от многих фотографий в конкурсе Лучи), а в верхнем левом углу. Нагруженность левой части рисунка, компенсируется облаками в правой части. Горизонтальные линии ассоциируются с горизонтом и земным притяжением. Они статичны по своей природе и легко воспринимаются глазом. Чаще всего мы начинаем осмотр снизу и движемся вверх, так что горизонтальные линии разбивают изображение на сектора, которые можно осматривать по очереди. На мой взгляд очень удачная компоновка, да к тому же с интересным сюжетом.
Вот еще один пример:
тоже самое. Обратите внимание солнце не в центре! На детских рисунках я очень редко встречал изображение солнца в центре. Дети почти всегда располагают его или слева и справа, тем самым предают объемность рисунку.
Возьмем более сложный рисунок:
Обратите внимание, как ребенок удачно создал оптический центр изображения с помощью линий. Линии дорожки и скамейки приводят взгляд к главным объектам (и снова солнце!).
Еще несколько примеров с солнцем и горизонтом:
Вертикальные линии - они создают динамичную композицию и выявляют направление движения. Например, стволы деревьев в сосновом лесу, городские небоскрёбы. Если вы хотите добиться максимального эффекта – снимайте в вертикальном формате, чтобы направить взгляд снизу вверх.
А вот пример использования линий для создания перспективы:
Диагональные линии очень ценны в смысле направления, так как вызывают ощущение расстояния и перспективы. В отличие от горизонтальных и вертикальных линий, они создают напряженные композиции, которые сразу привлекают взгляд и удерживают внимание. Наиболее сильные из всех – сходящиеся линии. Когда мы смотрим на рельсы, дорогу, вспаханное поле, уходящее вдаль, кажется, что обе линии в конечном итоге сходятся вместе. Это добавляет в композицию сильное ощущение глубины.
Пример пейзажа с прорисовкой переднего, среднего и заднего плана.
Основа композиции здесь треугольник, что придает изображению устойчивость.
И снова использование треугольника в композиции:
Очень симпатичные рисунки! В целом и с точки зрения композиции! Вспомнила как сама в детстве рисовала солнышко строго в ПВУ полукругом-треугольником с лучами длинными и яркого цвета!)
Вопрос композиции и компоновки кадра очень сложный, но попробую пролить свет на этот вопрос. В этом мне помогут детские рисунки, ведь недаром говорят, что устами младенца глаголет истина.
Перед тем как рассматривать эту тему ответим на один вопрос. Что такое фотография? Можно сказать, что Фотография это формирование сохраняемого изображения на поверхности, содержащей слой светочувствительных веществ с помощью воздействия на него (слой) потока отраженного запечатлеваемым объектом света, как правило преобразованного (сфокусированного) оптической системой.
На самом же деле Фотография это набор линий и пятен. Посмотрите на любую фотографию (особо не всматривайтесь в сюжет и содержание) и Вы увидите различные пятна, разной конфигурации, цвета, яркости, линии – прямые, ломанные, изогнутые, прерывистые и т.д. Отсюда и вытекает главная задача фотографа скомпоновать линии и пятна в некий рисунок, имеющий смысл, т.е. создать сюжетную линию, воплотить в фотографию свой творческий замысел.
Все мы в детстве брали в руки карандаши и краски и пытались изобразить, то что видим. Это потом прочитав множество книг, поимев огромный жизненный опыт, говорим «Ах как наивно и неумело нарисовано (изображено)». Но так ли это наивно и неумело? Детский мозг лишен различных предрассудков, он не знает ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ! Он не знает про завал горизонта, про контрастность и цветность. Но в тоже время он интуитивно чувствует гармонию окружающего мира и может быть неумело, но очень удачно компонует рисунки.
Давайте по порядку.
Вот рисунок 4-х летнего ребенка. Линия горизонта без завала. Яркий объект (пятно) не в центре (в отличие от многих фотографий в конкурсе Лучи), а в верхнем левом углу. Нагруженность левой части рисунка, компенсируется облаками в правой части. Горизонтальные линии ассоциируются с горизонтом и земным притяжением. Они статичны по своей природе и легко воспринимаются глазом. Чаще всего мы начинаем осмотр снизу и движемся вверх, так что горизонтальные линии разбивают изображение на сектора, которые можно осматривать по очереди. На мой взгляд очень удачная компоновка, да к тому же с интересным сюжетом.
Вот еще один пример:
тоже самое. Обратите внимание солнце не в центре! На детских рисунках я очень редко встречал изображение солнца в центре. Дети почти всегда располагают его или слева и справа, тем самым предают объемность рисунку.
Возьмем более сложный рисунок:
Обратите внимание, как ребенок удачно создал оптический центр изображения с помощью линий. Линии дорожки и скамейки приводят взгляд к главным объектам (и снова солнце!).
Еще несколько примеров с солнцем и горизонтом:
Вертикальные линии - они создают динамичную композицию и выявляют направление движения. Например, стволы деревьев в сосновом лесу, городские небоскрёбы. Если вы хотите добиться максимального эффекта – снимайте в вертикальном формате, чтобы направить взгляд снизу вверх.
А вот пример использования линий для создания перспективы:
Диагональные линии очень ценны в смысле направления, так как вызывают ощущение расстояния и перспективы. В отличие от горизонтальных и вертикальных линий, они создают напряженные композиции, которые сразу привлекают взгляд и удерживают внимание. Наиболее сильные из всех – сходящиеся линии. Когда мы смотрим на рельсы, дорогу, вспаханное поле, уходящее вдаль, кажется, что обе линии в конечном итоге сходятся вместе. Это добавляет в композицию сильное ощущение глубины.
Пример пейзажа с прорисовкой переднего, среднего и заднего плана.
Основа композиции здесь треугольник, что придает изображению устойчивость.
И снова использование треугольника в композиции:
Дети очень удачно пользуются приемами, которым мы только сейчас учимся, вот примеры размытого фона в портретах:
Пример использования контрового света:
Можно привести еще множество примеров. Мы это умели делать в детстве, Может стоит вновь посмотреть на мир детскими глазами?
Удачи!
Очень симпатичные рисунки! В целом и с точки зрения композиции! Вспомнила как сама в детстве рисовала солнышко строго в ПВУ полукругом-треугольником с лучами длинными и яркого цвета!)
Олег! Я в полном восторге!!! Какой прекрасный урок дети нам преподали с Вашей помощью!!!
У вас рисунки все прямо как с выставки, такие красивые и правильные))) но ведь дети не всегда так рисуют)
Мы тоже не всегда так фотографируем...)))
Понравилось, спасибо!
Спасибо! Повторение - мать учения !
поеду завтра к родителям, найду свои рисунки и посмотрю.... не ужели я такой же был ? :))) надо архив с танчиком посмотреть :)
Спасибо Олег, за интересный урок.
Детям не верить невозможно!!!