Монастырь пережил польско-литовское нашествие, секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II, после революции был отделен границей от Советского Союза и, тем самым, спасен от гонений безбожников, но затем последовали новые бедствия: ужасы Второй мировой войны и танки «хрущевской оттепели». Но в стенах древнего монастыря иноческая молитва не смолкла, но по-прежнему хранит свои вековые традиции.
Да, Вы правы, общепризнанной исторической датой начала Псково-Печерского монастыря считается 1473 год – время освящения Успенской церкви в песчаном холме у ручья Каменца. Но это не дата основания. В 1392 году была открыта “Богом зданная пещера” на Святой горе. Следовательно, тогда уже монастырь существовал. Сколько точно времени до 1392 г. там жили монахи – неизвестно, но издревле местные рыболовы слышали дивное пение, исходящее из недр Святой горы, и чувствовали запах фимиама. В обители особо почитается преп. Марк. Монастырский летописец преподобномученик Корнилий называет Марка четвертым великим пустынножителем. Летописные строчки толкуют по-разному. Одни называют преп. Марка Печерского приемником апостола Марка, Марка «пещерного» Киевского, и еще одного инока Марка. Другие утверждают, что он стал четвертым пустынножителем именно Печерского монастыря. Кроме того, есть и совсем смелые предположения, что первые анахореты могли здесь поселиться в далекие времена принятия Русью Православия, подобно тому, как в окрестностях Киева поселились преп. Антоний с учениками.
Ну это все-таки легенды, не подкрепленные никакими фактами. Мне лично вполне достаточно и 540 лет непрерывного монашеского делания. :-)))
Я не люблю такого вот легендарного удлинения истории того или иного города ли, страны ли, монастыря ли... У меня на это аллергия. Уж сколько было подтасовок исторических для придания исторической глубины! Что 2500 лет Самарканда, что история Украины, да мало ли примеров!!! зачем нам с Вами еще и этому (моему любимому) монастырю навешивать лишнии века, из-за которых вполне можно ввести в соблазн многих людей. :-))
Да это не подтасовки, это всего лишь легенды, предания. А люди легенды любят. На Валааме, например, твердят, что в 1 веке остров посетил Андрей Первозванный. Тоже не подкреплено фактами, но апостола там чтут, и может не случайно, что в день его памяти монастырь был возвращен Православной Церкви.
Но ведь история Валаама не ведут с 1 века! Историю христианства на Руси тоже связывают с имене св. апостола Андрея. Но мы же не отмечали 2000 лет возникновения христинаства на Руси, а только 1000!!! И даже не от св. Ольги ведем историю, а лишь от ее внука. Я все к тому веду, что на основании легенд удлинять историю - не правильно!
По поводу Ольги и внука... Уже при равноапостольной княгине, в Киеве существовала епископская кафедра. Это уже бесспорный факт. А значит христианизация началась гораздо раньше официально признаной даты. Заслуга св. князя Владимира - крещение, закостенелой в язычестве, дружины. Так, что иногда стоит прислушиваться и к преданиям, и к кажущимся вымыслом, апокрифам. Древнерусский человек очень трепетно относился к историческим свидетельствам. В созданных им письменных произведениях нет ни одного лишнего слова. Писали ведь потомкам, а суд потомков считали судом Божиим. Многие "легенды" получили обоснования благодаря возможностям современной науки. Яркими тому примерами могут служить сказания о гибели князя Олега, житие св. Ильи Муромца. Так что стоит иногда прислушиваться к легендам, в них можно различить послания.
ну вот здесь не согласен! И писали не потомкам специально, а писали для сохранения памяти. И уж суд потомков приравнивать к суду Божию - этого уж ни один древнерусский книжник и помыслить не мог! Это уже язычеством отдает!!!
К апокрифам прислушиваться можно настолько, насколько они помогают понять осмысление тех или иных событий в конкретной исторической среде, в конкретный исторический период. Не более того!
В качестве примера. Из посланий между новгородцами и суздальцами времен их противостояния, точнее место не помню, но могу найти, написано буквально следующее: если не перестанете, то мы все про вас в летописях напишем. Или, например, разорение Козельска: пусть мы погибнем, но память о нашем подвиге останется. И примеров, подобных этим, множество. Что это, как не суд потомков?
По поводу новгородцев и суздальцев.
ОБЩЕРОССИЙСКОЕ почитание новгородского образа Божией Матери "Знамение" возникло после битвы новгородцев с суздальцами, когда суздальцы совершили кощунство и были побеждены. Кто был его инициатором? Ногородцы? Нет. те же самые суздальцы и их потомки...
Козельцы - здесь вообще идет речь о воинском подвиге. Кстати, по этому поводу у Гумилева есть небольшое отступление...
Но, пожалуйста, не клевещите на наших предков. НИКОГДА в Древней Руси суд потомков не являлся целью, упованием и пр.
ТОЛЬКО СУД БОЖИЙ!!!
Боже упаси, никого не хотела оклеветать. Поясню свою точку зрения. Из книги "Откровения" Иоанна Богослова: «И видехъ престоль великъ белъ и Седящего на немъ, ему же отъ лица бежа небо и земля, и место не обретеся имъ. И видехъ мертвеца малыа и великия стояща предъ Богомъ, и книги разгнушася, и ина книга отверзеся, яже есть животная, и судъ приаша мертвецы отъ написанныхъ въ книгахъ по деломъ ихъ» (Гл. 20; 11-12). Последние слова трактуются как - судимы были мертвые по написанному в книгах о делах их. Из тропаря, читаемого на первой неделе Великого поста: "На Страшном судилищи без оглагольников (обличителей) обличаюся, без свидетелей осуждаюся; книги бо совестные (т.е. сведущие, знающие) разгибаются и дела сокровенные открываются".
Очевидно, что в тропаре имеются в виду те самые книги, о которых говорит «Апокалипсис». Тропарь их называет "совестные", что означает - сведующие, знающие. То есть книги, повествующие о человеческих деяниях.
Еще цитата, из «Изборника», составленного в 1076 г., при Киевском князе Святославе Ярославиче (1073-1076 гг.): «Яко да написаетъ ся въ твоеи мысли вьсегда eда запечатлится в твоем сознании навечно): Вьторааго пришьствия Соудии Гърдыи на престоле седяштя: книгы отъвьрзаемы, дела таиная обличаема».
Перед смертью, Владимир Мономах пишет свое знаменитое "Поучение", в котором перечисляет свои заслуги, в том числе походы на врагов. В своем поучении он каялся перед братьями и призывал их к покаянию. "Поучение" было включено в "Повесть временных лет", составлявшуюся в княжеском Выдубицком монастыре, ктитором которого был Владимир Мономах. Не случайно, "Поучение" не переписывалось, и до нас дошло только в составе Лаврентьевского летописного свода.
Все верно. Вопрос - В КАКИХ КНИГАХ? В тех, что писали люди??? В них записаны дела сокровенные??? Или все-таки в каких-то других? Мне кажется, Вы просто из принципа спорите по совершенно ясному (и для Вас, конечно же) вопросу. Суд потомков не имеет отношения к императивам, существовавших для древнерусских книжников. Легенды и в то время очень твердо отделились от истинных событий.
И не стоит придавать им такое большое значение. Но это уже, конечно, на Ваше усмотрение.
К сожалению, монастырь меня встретил именно таким, пробирались к нему в тумане, погода была очень хмурая, небо серое, без одиного облака. Это была Лазарева суббота. Потом началось богослужение. Когда вышли из Михайловского храма, перед нами предстал сияющий монастырь, во всем блеске своих куполов. Но сделать еще снимков не было никакой возможности.
Я, к моему великому сожалению, была один раз. Но, надеюсь, не последний. Я была во многих монастырях, даже жила в одном, но Псково-Печерский оставил самые светлые воспоминания.
Монастырь пережил польско-литовское нашествие, секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II, после революции был отделен границей от Советского Союза и, тем самым, спасен от гонений безбожников, но затем последовали новые бедствия: ужасы Второй мировой войны и танки «хрущевской оттепели». Но в стенах древнего монастыря иноческая молитва не смолкла, но по-прежнему хранит свои вековые традиции.
Простите - а почему больше тысячи-то? Я почему-то могу насчитать чуть более 500 лет...
Да, Вы правы, общепризнанной исторической датой начала Псково-Печерского монастыря считается 1473 год – время освящения Успенской церкви в песчаном холме у ручья Каменца. Но это не дата основания. В 1392 году была открыта “Богом зданная пещера” на Святой горе. Следовательно, тогда уже монастырь существовал. Сколько точно времени до 1392 г. там жили монахи – неизвестно, но издревле местные рыболовы слышали дивное пение, исходящее из недр Святой горы, и чувствовали запах фимиама. В обители особо почитается преп. Марк. Монастырский летописец преподобномученик Корнилий называет Марка четвертым великим пустынножителем. Летописные строчки толкуют по-разному. Одни называют преп. Марка Печерского приемником апостола Марка, Марка «пещерного» Киевского, и еще одного инока Марка. Другие утверждают, что он стал четвертым пустынножителем именно Печерского монастыря. Кроме того, есть и совсем смелые предположения, что первые анахореты могли здесь поселиться в далекие времена принятия Русью Православия, подобно тому, как в окрестностях Киева поселились преп. Антоний с учениками.
Ну это все-таки легенды, не подкрепленные никакими фактами. Мне лично вполне достаточно и 540 лет непрерывного монашеского делания. :-)))
Я не люблю такого вот легендарного удлинения истории того или иного города ли, страны ли, монастыря ли... У меня на это аллергия. Уж сколько было подтасовок исторических для придания исторической глубины! Что 2500 лет Самарканда, что история Украины, да мало ли примеров!!! зачем нам с Вами еще и этому (моему любимому) монастырю навешивать лишнии века, из-за которых вполне можно ввести в соблазн многих людей. :-))
Да это не подтасовки, это всего лишь легенды, предания. А люди легенды любят. На Валааме, например, твердят, что в 1 веке остров посетил Андрей Первозванный. Тоже не подкреплено фактами, но апостола там чтут, и может не случайно, что в день его памяти монастырь был возвращен Православной Церкви.
Но ведь история Валаама не ведут с 1 века! Историю христианства на Руси тоже связывают с имене св. апостола Андрея. Но мы же не отмечали 2000 лет возникновения христинаства на Руси, а только 1000!!! И даже не от св. Ольги ведем историю, а лишь от ее внука. Я все к тому веду, что на основании легенд удлинять историю - не правильно!
По поводу Ольги и внука... Уже при равноапостольной княгине, в Киеве существовала епископская кафедра. Это уже бесспорный факт. А значит христианизация началась гораздо раньше официально признаной даты. Заслуга св. князя Владимира - крещение, закостенелой в язычестве, дружины. Так, что иногда стоит прислушиваться и к преданиям, и к кажущимся вымыслом, апокрифам. Древнерусский человек очень трепетно относился к историческим свидетельствам. В созданных им письменных произведениях нет ни одного лишнего слова. Писали ведь потомкам, а суд потомков считали судом Божиим. Многие "легенды" получили обоснования благодаря возможностям современной науки. Яркими тому примерами могут служить сказания о гибели князя Олега, житие св. Ильи Муромца. Так что стоит иногда прислушиваться к легендам, в них можно различить послания.
ну вот здесь не согласен! И писали не потомкам специально, а писали для сохранения памяти. И уж суд потомков приравнивать к суду Божию - этого уж ни один древнерусский книжник и помыслить не мог! Это уже язычеством отдает!!!
К апокрифам прислушиваться можно настолько, насколько они помогают понять осмысление тех или иных событий в конкретной исторической среде, в конкретный исторический период. Не более того!
В качестве примера. Из посланий между новгородцами и суздальцами времен их противостояния, точнее место не помню, но могу найти, написано буквально следующее: если не перестанете, то мы все про вас в летописях напишем. Или, например, разорение Козельска: пусть мы погибнем, но память о нашем подвиге останется. И примеров, подобных этим, множество. Что это, как не суд потомков?
По поводу новгородцев и суздальцев.
ОБЩЕРОССИЙСКОЕ почитание новгородского образа Божией Матери "Знамение" возникло после битвы новгородцев с суздальцами, когда суздальцы совершили кощунство и были побеждены. Кто был его инициатором? Ногородцы? Нет. те же самые суздальцы и их потомки...
Козельцы - здесь вообще идет речь о воинском подвиге. Кстати, по этому поводу у Гумилева есть небольшое отступление...
Но, пожалуйста, не клевещите на наших предков. НИКОГДА в Древней Руси суд потомков не являлся целью, упованием и пр.
ТОЛЬКО СУД БОЖИЙ!!!
Боже упаси, никого не хотела оклеветать. Поясню свою точку зрения. Из книги "Откровения" Иоанна Богослова: «И видехъ престоль великъ белъ и Седящего на немъ, ему же отъ лица бежа небо и земля, и место не обретеся имъ. И видехъ мертвеца малыа и великия стояща предъ Богомъ, и книги разгнушася, и ина книга отверзеся, яже есть животная, и судъ приаша мертвецы отъ написанныхъ въ книгахъ по деломъ ихъ» (Гл. 20; 11-12). Последние слова трактуются как - судимы были мертвые по написанному в книгах о делах их. Из тропаря, читаемого на первой неделе Великого поста: "На Страшном судилищи без оглагольников (обличителей) обличаюся, без свидетелей осуждаюся; книги бо совестные (т.е. сведущие, знающие) разгибаются и дела сокровенные открываются".
Очевидно, что в тропаре имеются в виду те самые книги, о которых говорит «Апокалипсис». Тропарь их называет "совестные", что означает - сведующие, знающие. То есть книги, повествующие о человеческих деяниях.
Еще цитата, из «Изборника», составленного в 1076 г., при Киевском князе Святославе Ярославиче (1073-1076 гг.): «Яко да написаетъ ся въ твоеи мысли вьсегда eда запечатлится в твоем сознании навечно): Вьторааго пришьствия Соудии Гърдыи на престоле седяштя: книгы отъвьрзаемы, дела таиная обличаема».
Перед смертью, Владимир Мономах пишет свое знаменитое "Поучение", в котором перечисляет свои заслуги, в том числе походы на врагов. В своем поучении он каялся перед братьями и призывал их к покаянию. "Поучение" было включено в "Повесть временных лет", составлявшуюся в княжеском Выдубицком монастыре, ктитором которого был Владимир Мономах. Не случайно, "Поучение" не переписывалось, и до нас дошло только в составе Лаврентьевского летописного свода.
Все верно. Вопрос - В КАКИХ КНИГАХ? В тех, что писали люди??? В них записаны дела сокровенные??? Или все-таки в каких-то других? Мне кажется, Вы просто из принципа спорите по совершенно ясному (и для Вас, конечно же) вопросу. Суд потомков не имеет отношения к императивам, существовавших для древнерусских книжников. Легенды и в то время очень твердо отделились от истинных событий.
И не стоит придавать им такое большое значение. Но это уже, конечно, на Ваше усмотрение.
А с какой точки сделан снимок?
Я склеила два снимка. Оба сделаны, как Вы понимаете, от Святых врат.
Ну зачем Вы сказали про склейку!!! Ну вот, я ее увидел. Хотелось бы поярче фотографию... Монастырь в ясный день сверкает так, что глазам больно!
К сожалению, монастырь меня встретил именно таким, пробирались к нему в тумане, погода была очень хмурая, небо серое, без одиного облака. Это была Лазарева суббота. Потом началось богослужение. Когда вышли из Михайловского храма, перед нами предстал сияющий монастырь, во всем блеске своих куполов. Но сделать еще снимков не было никакой возможности.
как жаль!!!
очень люблю Печоры... не один раз там бывал, и всегда - какие-то новые впечатления...
но для меня он все-таки всегда от такой:
Я, к моему великому сожалению, была один раз. Но, надеюсь, не последний. Я была во многих монастырях, даже жила в одном, но Псково-Печерский оставил самые светлые воспоминания.
Обязательно!
Правда, не буду рекомендовать туда попасть на Успение. Это, конечно, что-то... Но народу там - просто невозможное количество!!!!!
Не перестаю восхищаться красотой наших храмов.Постараюсь побывать здесь.Мои звездочки за такую фотку.
Большое спасибо, Маргарита!